Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ГОСТе Р 56222-2014 дается определение понятия «отходы», под которым следует понимать вещество или предмет, от которого его владелец намерен, должен, или уже избавился, вследствие утраты ими потребительских свойств.
Какие есть противоречия в новых правилах
«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
- Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
- В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
- В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
- Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
- Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
Нормативная база лицензии на отходы
В связи с важностью проблемы утилизации отходов, данный вопрос подробно рассмотрен в действующих нормативах, ведомственных документах и государственных законодательных актах. Основными документами, регламентирующими получение лицензии на отходы, являются:
- Федеральные законы:
- 174-ФЗ, датированный 23.11.95 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 29.12.15);
- 52-ФЗ, датированный 30.03.99 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 03.07.16);
- 7-ФЗ, датированный 10.01.02 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 03.07.16);
- 89-ФЗ, датированный 24.06.98 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 03.07.16);
- 99-ФЗ, датированный 04.05.11 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 30.12.15);
- № 957, датированное 21.11.11 (с изменениями, внесёнными по состоянию на 23.09.16);
- № 1062, датированное 03.10.15
- Приказ № 379, изданный Минприроды РФ 01.07.16, которым был утверждён текст «Административного регламента»;
- Приказ № 792, изданный Минприроды РФ 30.09.11.
Нарушения лицензионных требований
Любое несоответствие указанным выше требованиям является грубым нарушением лицензионного законодательства. Кроме того, недопустимым является:
- допуск к деятельности по обращению с отходами лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
-
использование объекта размещения или обезвреживания отходов I-IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Кому нужна лицензия на вывоз мусора?
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, которые образуются в жилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
- Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, операторы по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО должны сдавать отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Т.е., если вы организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у вас:
- образуются ТКО массой не менее 0.1т;
- заключен договор с региональным оператором;
- не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления
Процедура лицензирования по вывозу, транспортировке или утилизации ТБО является достаточно трудоемким процессом. В первую очередь речь идет про следующие ключевые стадии:
- Получение санитарного заключения Роспотребнадзора, которое изначально оформляется для используемых зданий и помещений.
- Оформление документации, характеризующее используемые виды отходов.
- Разработка системы контроля на производстве.
- При необходимости прохождение курсов повышения квалификации или профпереподготовки для сотрудников организации, квалификация которых не соответствует действующим требованиям контролирующих госорганов.
- В зависимости от вида лицензируемой деятельности осуществляется экологическая экспертиза.
- Сбор и подготовка необходимых документов для оформления лицензионного дела и подачи всей документация в Росприроднадзор.
- Проверка документации и принятие решения контролирующей инстанции. При положительном исходе выдача лицензии на ТБО. Также обязательно осуществляется внесение всей соответствующей информации в реестр лицензий.
Мы гарантируем получение лицензии TБО без рисков и в кратчайшие сроки. Воспользоваться услугами нашей компании очень просто – достаточно связаться с нами при помощи формы связи на сайте или по телефону. Наши специалисты ответят на все интересующие вас вопросы.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Кто может получить лицензию
Лицензия выдается как юридическим, так и физическим лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следует помнить, что срок, в течение которого рассматривается заявление о предоставлении права утилизации твердых бытовых отходов, может составлять несколько недель и даже месяцев. При этом в ходе рассмотрения заявки допускаются процедуры проверки штата организации на соответствие всем заявленным требованиям и нормам.
Кроме того, лицензия на ТБО обязывает предоставить учредительный договор компании, а также свидетельство о внесении любых изменений в учредительные документы, составленные и зарегистрированные в установленном порядке. Также необходимо свидетельство о регистрации, постановке на учет в качестве юридического лица и коды Госкомстата. Кроме того, для лицензирования деятельности с твердыми бытовыми отходами необходимо предоставить справки, подтверждающие уплату в полном размере лицензионного сбора за рассмотрение и изучение заявки.
Отличие транспортирования отходов от трансграничного перемещения
Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для транспортирования отходов необходимо:
- наличие паспорта отходов (документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспортизация отходов необходима!);
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривает дифференцированные требования, зависящие от вида и класса опасности отходов. В свою очередь, трансграничное перемещение отходов – это перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства.
Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства
Минприроды России даны рекомендации Росприроднадзору при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
- приказ Минтранса России от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;
- приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»;
- приказ Минтранса России от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»;
- протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 5.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (COJIAC-74));
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
Порядок расторжения соглашения 2021 года
В ст. 30 ЖК РФ, регламентируется обязанность владельцев зданий соблюдать необходимое санитарное состояние на прилегающих территориях, путем обеспечения вывоза мусора при помощи оператора, обладающего лицензией по занятию такой деятельностью. Хорошо, если в районе существует несколько таких операторов. В этом варианте, можно заключить договор с одним оператором, и, если он плохо выполняет свои обязательства, то можно прекратить с ним договорные отношения и заключить договор с другим оператором.
А вот, если в районе действует лишь один РО – разорвать с ним отношения практически невозможно.
Обычно, договор с РО заключается срочным. При оформлении договора с региональным оператором необходимо непременно включить раздел, предусматривающий условия прекращения взаимоотношений.
Обычно, в типовых договорах, для расторжения договора предусматривается подача письма о таком намерении за 30 дней до завершения срока действия контракта, с отображением причин.
Законодательными нормами предоставлено право РО для рассмотрения такого заявления и принятия по нему решения. Если оператор придет к выводу, что намерение о разрыве договорных взаимоотношений является неправомерным, то заказчику направляется отказ в разрыве договора.
Необходимые документы
Организация может самостоятельно заняться сбором и предоставлением всего необходимого пакета документации либо доверить это действие посреднику. В любом случае пакет документов одинаковый.
Первый этап – это подача правильно составленного заявления. В нем указывается общая информация об организации:
Подача заявления на лицензию ТБО
- Наименование предприятия.
- Юридический адрес.
- Номер свидетельства и ИНН.
- Территория, на которой планируется осуществлять услуги по вывозу мусора.
- Определение типа отходов в соответствии с классом опасности.
- Контактные данные.
- Информация об уплате государственной пошлины.
Заявление не принимается, без сопроводительных документов к которым относится:
- Копии всех уставных документов, свидетельств, подтверждение постановки на налоговый учет.
- Заключение СЭС о соответствии помещения, техники и инструментов необходимым нормативам.
- Накладные, договора аренды или купли-продажи, свидетельствующие о наличии у предприятия всей необходимой технологической базы.
- Сертификаты, подтверждающие допуск сотрудников к работе с отходами определенного класса.
- Трудовые соглашения либо другие документы, подтверждающие такие взаимоотношения с сертифицированными работниками.
- Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
В соответствии с законодательством возможна личная подача всего пакета в Росприроднадзор либо отправка его заказным письмом с перечнем вложений.
Как получить лицензию на перевозку жидких бытовых отходов?
I — IV классов опасности. 7. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора. 8. Доверенность. Преимущества сторонних юридических услуг по получению лицензии на вывоз мусора: Вы можете поставить задачу получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию ТБО (ТКО) и мусора юристу, который работает в Вашей организации, но зачастую юристы, работающие в штате компаний, чья основная деятельность не является юридической, являются слишком универсальными специалистами и обладают лишь поверхностными знаниями в области лицензирования, в связи с этим, для того, чтобы они смогли получить для Вас лицензию им будет необходимо углубиться в изучение законодательства в области лицензирования, это займет у них значительную часть времени, в течение которого, они не смогут выполнять свою основную ежедневную работу, по юридическому обслуживанию компании.