Учет и оплата работы в ночное время
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет и оплата работы в ночное время». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При оформлении на работу между работодателем и работником заключается трудовой договор, где указывается количество часов, которые должен отработать работник в месяц, чтобы получить заработную плату в полном размере. Если работник работал ночью сверхурочно, ему полагается доплата за труд, но в размере не большем, чем осуществляется оплата сверхурочных часов за работу в дневные часы. Подробней об оплате сверхурочных часов читайте в статье https://otdelkadrov.online/8686-pravila-primer-rascheta-oplaty-sverhurochnoi-raboty-po-tk-rf-v-year-godu.
Оплата работы в ночное время
Законодательством предусмотрен повышенный размер оплаты работы в ночное время.
В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 установлен минимальный размер повышения оплаты труда в ночное время – 20 % часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
При этом конкретные размеры повышения оплаты труда в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Кто может быть привлечен к работе в неурочные часы
В правовых актах определены категории лиц, которых запрещено привлекать к трудовой деятельности в ночное время суток. Не допускаются к подобной работе:
- Сотрудницы в состоянии беременности.
- Несовершеннолетние сотрудники, кроме граждан до 18 лет, участвующих в создании, либо исполнении произведений художественного характера, а также лиц, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 252 от 28.04.07 г.
В статье 96 ТК РФ также обозначены категории сотрудников, которые могут быть задействованы в работе в ночное время, но лишь с учетом их добровольного согласия. К таковым относятся:
- работающие женщины при наличии детей младше 3 лет;
- женщины и мужчины, воспитывающие детей младше 5 лет в одиночку (без супруга/супруги);
- сотрудники, имеющие инвалидность;
- служащие, имеющие детей с инвалидностью;
- работники, ухаживающие за больным членом семьи (при наличии официального медицинского заключения).
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1. Сторож трудится в компании из сферы ЖКХ, которая присоединилась к соглашению по отрасли. Оно предусматривает больший процент доплаты по отношению к нормативному. Может ли он рассчитывать на его получение?
Да, может. Так, доплата по федеральному нормативу составляет 35%, а по отраслевому она равна 40%. Работодатель обязан придерживаться ставки, обозначенной в отраслевом документе.
Вопрос №2. Зависит ли надбавка за ночной труд от нормативов рабочего времени?
Нет, не зависит. Доплата должна начисляться всем без исключения сотрудникам, часть ежедневной деятельности которых относится к временному промежутку от 22 до 6 часов. При этом несущественно, работают они в часы, укладывающиеся в рабочие нормативы, или находящиеся за их пределами. А также не имеет значения, выполняет работник действия, прописанные в трудовом соглашении или нет.
Вопрос №3. Положена ли компенсация в случае ночной работы по гражданско-правовому договору.
Нет, если поступление на работу оформлялось гражданско-правовым договором, то нормы трудового права о ночных доплатах на такого работающего не распространяются.
Вопрос №4. Если работа в ночное время носит характер сверхурочной, плюс совпадает с выходными или праздниками, какие надбавки при этом полагаются?
При сочетании всех трёх указанных оснований, работник пользуется правом на доплату по каждому из них.
Кого привлекают к работе в ночное время
Сразу исключим тех, кого привлекать нельзя. Это беременные сотрудницы и несовершеннолетние работники (исключения приведены в ПП РФ № 252 от 28.04.2007). Несовершеннолетних спортсменов и творческих деятелей привлекать для ночного труда допускается.
Есть категория работников, которых задействуют в ночной рабочей деятельности, но для этого необходимо получить их официальное письменное согласие. К таким лицам относятся (ст. 96 ТК РФ):
- сотрудницы, у которых есть дети младше трех лет;
- работники, воспитывающие детей до пяти лет без второго родителя;
- работающие инвалиды;
- лица, у которых дети-инвалиды;
- служащие, которые ухаживают за больным членом семьи и которые предоставили официальное медицинское заключение.
Как оплачивается ночная работа
Труд в ночное время оплачивается минимум на 20% больше, чем работа в дневное время. Каждый работодатель вправе увеличить, но не уменьшить этот процент. Установленное в организации значение надбавки закрепляется локальными нормативами — коллективным договором, положением об оплате труда, положением о доплатах и надбавках (ст. 154 ТК РФ). А вот как оплачиваются ночные часы по Трудовому кодексу:
- Определяем сумму месячного оклада (тарифной ставки).
- Вычисляем количество рабочих дней по календарю.
- Делим оклад на исчисленное количество рабочих дней.
- Значение, полученное ранее, делим на количество трудовых часов в одном рабочем дне. Это стоимость одного часа труда.
- Стоимость одного дневного часа умножается на тот процент надбавки, который работодатель установил для ночных часов, и на общее количество отработанных часов.
Кому не рекомендуется такая работа?
Ночной труд не несет никакой пользы организму, а в некоторых случаях может только навредить. По этой причине запрещено привлекать к работе в ночные часы следующих лиц:
- Беременных сотрудниц;
- Граждан с ограниченными возможностями;
- Граждан, которым еще не исполнилось восемнадцать лет.
В некоторых случаях могут быть привлечены к ночной работе некоторые сотрудники, но только, если они дали на это свое согласие:
- Работники, у которых есть дети – инвалиды;
- Сотрудники, которым необходимо регулярно заботиться о больных;
- Опекун или родитель, занятый воспитанием детей, которым еще не исполнилось пяти лет.
Важно! Если перечисленные лица согласились на труд в ночные часы, и у них нет медицинских показаний, то руководитель в любом случае должен предупредить данных граждан в письменной форме о том, что они имеют право отказаться от работы в позднее время суток.
Минимальная и повышенные ставки за ночной труд
Согласно статье 154 Трудового кодекса РФ, размеры надбавок за работу в ночные часы должны быть указаны во внутренних документах, положения которых «работают» в организации. Законодательство устанавливает минимальный уровень надбавки в размере 20% от ставки часового тарифа, однако существуют и другие «минимальные» ставки: 35% и 50% (смотри таблицу).
Таблица «Размер надбавки за работу в ночные часы»:
Область трудовой деятельности работников | Размер надбавки (к ставке часового тарифа) | Нормативные документы, дающие данное право на размер надбавки |
Здравоохранение | 50% (повышенный тариф) | Пункт 1 статьи 5 приказа Минздрава РФ «Об утверждении Положения…» от 15 октября 1999 №377, Письмо Роструда от 28 октября 09 №3201 |
Военизированная / пожарная / сторожевая охрана | 35% (повышенный тариф) | Постановление Госкомтруда СССР «Об оплате труда…» от 06 августа 1990 № 313/14-9, Письмо Роструда от 28 октября 09 №3201 |
Уголовно-исправительная система (вне зависимости, от должности – рядового или руководящего состава) | 35% (повышенный тариф) | Часть 3 приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции…» от 16 апреля 2000 №155, Письмо Роструда от 28 октября 09 №3201 |
Работники бригады скорой и неотложной помощи | 100% | Письмо Роструда от 28 октября 09 №3201 |
Вне зависимости от области трудовой деятельности | Не менее 20% | Постановление Правительства РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 22 июля 2008 №554 |
Где прописать условия ночной работы
Минимальный процент доплат за ночной труд прописан в правительственных документах. Однако частные случаи закон может обходить стороной (например, размеры доплат при сдельной работе), их придется фиксировать в документах компании — Положении об оплате труда, трудовом или коллективном договоре.
Согласно разъяснениям онлайн-инспекции Роструда, часовые ставки для подсчета дополнительной оплаты рассчитываются так:
- если компания платит сотруднику по дневной ставке, ее необходимо разделить на количество часов в рабочем дне;
- если компания платит месячный оклад, делим оклад на количество рабочих часов в отчетном месяце.
Принцип расчета ставки за 1 час работы и конкретные размеры надбавок за ночной труд лучше тоже закрепить в документах организации, ведь в законах конкретный порядок расчета не представлен.
Стоит отметить, что на уровне трудового законодательства четкие размеры повышения оплаты за трудовую деятельность в ночные смены не устанавливаются. Постановление, принятое Правительством, устанавливает только минимальные процентные ставки:
- за трудовую деятельность в вечернюю смену на законодательном уровне устанавливается минимальная доплата, которая составляет 20 процентов от установленной для конкретной должности тарифной ставки;
- за работу в ночное время суток работнику подлежит доплата в размере 40 процентов от часовой процентной ставки за каждый час осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность расчета больших размеров повышенной оплаты труда за работу в ночное время в каждой организации отдельно. При этом установление минимального размера доплаты, исходя из желания только одного работодателя, не допускается. В соответствии с нормами, установленными на уровне федерального законодательства, расчет размера повышенной оплаты за работу должно производиться с учетом:
- локального нормативного акта, принимаемого с учетом мнения представительного органа, избранного работниками;
- коллективного договора;
- трудового договора, заключенного между сотрудником организации и его непосредственным работодателем.
Данная норма является гарантией правильного расчета и соблюдения основного принципа трудового законодательства о сочетании договорного и государственного регулирования отношений, возникающих между работником и работодателем при выполнении трудовых функций в ночное время суток.
Минимальная зарплата в 2022 году: размер и правила расчёта
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление являющихся минимальными гарантиями фиксированных размеров оплаты труда минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), либо иным группам в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации требованиями к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 525, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2022 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоупр��вления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2022 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2021 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
С 2022 года повышен МРОТ: на что следует обратить внимание?
Предприятие должно обязательно регламентировать условия организации и начисления вознаграждения за труд в неурочное время. Это должно быть осуществлено в таких локальных актах:
- в положении об оплате труда (общем или изданном специально для ночных часов);
- в коллективном договоре (нужен учет мнения профсоюзного органа)
- в трудовом договоре с отдельно взятым работником;
- в приказе о привлечении сотрудника к работе в указанные часы (если это делается разово либо привлекают работника из особого контингента).
ВАЖНО! Приказ необходим только в особых случаях, при постоянном графике с ночными сменами достаточно закрепить порядок оплаты в Положении.
Определенные категории сотрудников не имеют права трудиться в ночные смены, без учета их мнения по этому поводу. Другой перечень определяет круг работников, которые могут быть привлечены к ночному труду, если выразят свое согласие.
Запрещено работать ночью:
- женщинам, ожидающим прибавления;
- несовершеннолетним трудящимся, кроме особых категорий, предусмотренных ТК РФ и отдельными федеральными законами, например, занятых в спектаклях или иных мероприятиях.
Можно работать ночью при письменном согласии:
- матерям малолетних чад (до 3 лет);
- инвалидам любой группы;
- сотрудникам, на чьем попечении находятся инвалиды;
- работникам, ухаживающим за нездоровыми членами семьи (по заключению медиков);
- родителям-одиночкам, имеющим детей до 5 лет;
- опекунам малышей до 5 лет.
К СВЕДЕНИЮ! Сотрудник, принадлежащий к этой категории, должен быть письменно предупрежден о том, что он имеет право отказаться работать в ночные часы, и в свою очередь, завизировать свое согласие.
Закон устанавливает повышенную по сравнению с дневными часами оплату за каждый отработанный ночной час. Размер этого повышения зависит от нескольких важных нюансов:
- минимального размера платы за ночной труд, установленного государством;
- цифр, закрепленных в соответствующем локальном акте (обычно доплата – это процент от дневного оклада или тарифа);
- количества ночных часов, в течение которых сотрудник был занят.
Размер доплаты за каждый ночной час труда не может быть меньше пятой части обычного дневного оклада (ст. 154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сменный график или обычный график принят в организации, ночные часы оплачиваются по одинаковому принципу – с доплатой.
Одно дело, когда ночные часы предусмотрены графиком работы, и немного другая ситуация, когда они получаются отработанными сверх нормы, даже при сменном графике. Как производить оплату в таких случаях?
Нужно применить и доплату за ночь, и коэффициент сверхурочности, который составляет 1,5 за первые два часа переработки и 2 – за последующее время.
Сотрудник Поливанов К.И. с окладом 25 тыс. руб. в мес. работает по сменному режиму 5 дней в неделю (с понедельника по пятницу). Его вечерняя смена – с 20:00 до 04.00. За месяц по графику у него 10 таких смен. Локальным актом предприятия установлена 20% доля доплаты за работу в неурочное время. Рассчитаем сумму доплаты.
За учетный месяц Поливанов К.И. полностью отработал часовую норму, соответствующую производственному календарю (170 часов). На ночные часы каждую смену приходится по 6 часов (с 22: 00 до 04:00), за месяц это составит 6 х 10 = 60 часов. Нам нужно найти среднечасовую тарифную ставку: 25 000 / 170 = 147 руб. Вычислим сумму ночной доплаты за каждый час: 147 х 0,2 = 29,4 руб. За 60 неурочных часов нужно будет доплатить к окладу 60 х 29,4 = 1764 руб.
Производственный календарь за учетный месяц предусматривает 172 отработанных часа, а сотрудник Бельченко Л.А. отработал 176. При этом у Бельченко сменный график работы с почасовым окладом в 100 руб. за час, при котором на ночное время ежесменно выпадает 3 часа. В учетном месяце у Бельченко было 12 смен. «Ночной» коэффициент, принятый на фирме, стандартный – 20%. Рассчитаем доплату.
Найдем количество ночных часов за данный месяц: умножаем количество смен на количество неурочного времени – 12 х 3 = 36 часов.
Найдем, сколько времени переработано сверх нормы: 176 – 172 = 4 часа.
За ночные часы работы положена надбавка 36 х 100 х 0,2 = 720 руб.
За сверхурочные: за первые два часа в полуторном размере 100 х 1,5 х 2 = 300 руб.; за остальные два часа 100 х 2 х 2 = 400 руб. Итого 300 + 400 = 700 руб.
В дополнение к обычному дневному заработку Бельченко Л.А. должен получить 720 + 700 = 1420 руб. доплаты.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
По ��риблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» |
---|---|
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Врачи Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений Социальные психологи Юристы Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты |
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% | Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% |
Оплата ночных часов при сменном графике работы
При сменном режиме работа ведется в 2 или более смен, когда производственный процесс продолжительнее, чем допустимая норма рабочего времени, также это может быть необходимо для увеличения объемов выпускаемой продукции, рационального, эффективного использования оборудования и т.п. Сменный график устанавливается для определенной группы работников, не забывая о соблюдении норм рабочего времени.
Работающим по сменному графику сотрудникам оплата в ночное время, выпадающее на всю смену, или ее часть, производится также, как было описано выше.
Пример
На предприятии введен сменный график работы: дневная смена длится с 9-00 до 22-00, ночная – с 22-00 до 9-00. Доплата за «ночные» установлена приказом директора – 25% от тарифной ставки. Часовая тарифная ставка работника — 200 руб. в час. В марте работник выходил во вторую смену 4 раза. Рассчитаем сумму доплаты за ночную работу в марте.
Ночное время длится с 22-00 до 6-00, значит, на каждую смену приходилось по 8 ночных часов, а всего в марте отработано 32 ночных часа (8 часов х 4 смены).
Доплата к тарифной ставке в ночные часы работы составляет: 200 руб. х 25% = 50 руб.
«Ночная» доплата в марте составит: 50 руб. х 32 часа = 1600 руб.
Расчет сторожа за ночные 2021 год
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Либо оформляете своего сторожа (сторожей) в соответствии со ст. 60.2. : » С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). «
1.Возложить
с. числа по. число обязанности , закрепленные за сторожем таким-то (таб №. ) (отпуск без сохранения, либо ежегодный отпуск, либо период нетрудоспособности)- указываем, возложить на сторожа Петрова И.С.(таб№)с установлением доплаты за работу на расширенной зоне обслуживания в размере. % от должностного оклада.
За отпуск без сохранения у нас идет доплата-100%, за пер-од нетрудоспособности- 100%, замежегодный -50%. Соответственно если будут работать три человека, то указываете всех и пропорционально делите доплату.
Входит то, что укладывается в норму рабочего времени и в норму труда (трудовые обязанности), которую должен выполнить работник в соответствии с трудовым договором. Совмещение профессий (должностей) в соответствии со ст. 149 ТК РФ тоже относится к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, значит, не должно учитываться при расчёте доплаты до МРОТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Премия учитывается при сравнении месячной заработной платы с величиной МРОТ.
Сравнивать с МРОТ нужно заработную плату по каждому трудовому отдельно. Если премия начислена в составе заработной платы по основному договору, то она не учитывается при сравнении зарплаты по совместительству с величиной МРОТ.
Месячная зарплата совместителя должна быть не меньше части МРОТ, рассчитанной пропорционально отработанному времени.
Как правило, режим рабочего времени и времени отдыха сторожей отличается от общих правил, действующих в учреждении. Соответственно, информация об установленном режиме рабочего времени (продолжительности рабочей недели, рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику, работе с ненормированным рабочим днем, продолжительности ежедневной работы (смены), времени начала и окончания работы, времени перерывов в работе, чередовании рабочих и нерабочих дней) должна содержаться в трудовом договоре с работником (ст. 57 ТК РФ). Часто сторожам устанавливается сменная работа (ст. 103 ТК РФ), они могут работать в ночное время (ст. 96 ТК РФ).
Так, при сменной работе сотрудник должен выполнять работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до его введения в действие). По общим правилам при работе в ночное время (с 22 до 6 часов) продолжительность работы (смены) сокращается на один час без последующей отработки. Однако в случае, если работник принят специально для работы в ночное время, продолжительность его работы (смены) в ночное время не сокращается.
При составлении графика работы нужно учитывать требования ст. 110 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Для ответа на вопрос о порядке оплата труда сторожа также обратимся к нормам трудового законодательства. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть меньше МРОТ при условии, что он полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Для справки:
С 01.01.2019 федеральный МРОТ составляет 11 280 руб. (Федеральный закон от 25.12.2018 № 481‑ФЗ). В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться свой МРОТ, превышающий размер федерального МРОТ (не распространяется на работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета).
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы работников в размере менее МРОТ, при условии что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не ниже МРОТ. Подтверждение сказанного можно найти в письмах Минтруда:
- от 04.09.2018 № 14‑1/ООГ-7353;
- от 05.06.2018 № 14‑0/10/В-4085;
- от 04.06.2018 № 14‑1/10/В-4036.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (отдельным категориям работников устанавливается сокращенная рабочая неделя). Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н. В январе 2019 года норма часов рабочего времени при 40‑часовой рабочей неделе составляет 136 часов. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником.
В рассматриваемом случае работник в январе 2019 года отработал 152 часа, то есть на 16 часов больше установленной нормы
(152 — 136). При этом бухгалтер должен четко понимать, за счет чего у работника образовалась переработка:
- из‑за того, что он отработал сверхурочные часы;
- из‑за того, что он выходил на работу в выходные (праздничные) дни;
- из‑за того, что данное количество часов для него установлено графиком (при с��ммированном учете рабочего времени).
Для справки:
Оплата сверхурочной работы производится в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни – в соответствии со ст. 153 ТК РФ.
Определение сверхурочной работы содержится в ст. 99 ТК РФ. Это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Таким образом, ответ на вопрос о порядке оплата труда сторожа зависит от того, установлен ли ему суммированный учет рабочего времени, а если да, то от продолжительности учетного периода. Рассмотрим оба варианта.
Суммированный учет рабочего времени не установлен
Учитывая, что сверхурочная работа (работа в выходные и праздники) осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата не должна включаться в МРОТ (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 14‑1/ООГ-7353). Если работа в выходные и нерабочие праздничные дни осуществлялась в пределах рабочего времени, ее оплата учитывается в составе МРОТ.
Таким образом, в случае если заработная плата работника за январь 2019 года без учета оплаты сверхурочных часов и праздничных дней меньше установленного МРОТ (11 280 руб.), ему должен быть начислен МРОТ и поверх него должна быть произведена оплата сверхурочных часов работы и работы в выходные.
В соответствии со ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в учреждении в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период устанавливается работодателем самостоятельно. Он не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
На практике по должности сторожа часто устанавливается именно суммированный учет рабочего времени. В этом случае нормальное число рабочих часов за учетный период распределяется по месяцам или неделям на основании графика сменности, который разрабатывается таким образом, чтобы не была допущена переработка. Обратите внимание, в разные недели (месяцы) работник может отработать различное количество часов, главное, чтобы он выполнял норму труда за учетный период. Следует учитывать, что сверхурочные часы в повышенном размере оплачиваются работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, по итогам расчетного периода. Рассмотрим конкретные примеры.
Пример 1
Сторожу установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – месяц. В январе он отработал 152 часа. Оклад сторожа – 10 000 руб.
В январе работник отработал сверхурочно 16 часов (152 ‑ 136). Поскольку заработная плата за норму часов рабочего времени ниже МРОТ, работнику должна быть начислена заработная плата в сумме 11 280 руб. (в размере МРОТ), а сверх нее должна быть произведена доплата за сверхурочную работу (работу в праздники).
Пример 2
Сторожу установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – квартал. В январе согласно утвержденному графику он отработал 152 часа, в феврале – 148 часов, в марте – 152 часа (итого за расчетный период – 452 часа). Его оклад – 10 000 руб.
Продолжительность рабочего времени при 40‑часовой рабочей неделе в I квартале 2019 года составляет 454 часа:
Месяц |
Количество часов |
---|---|
Январь |
136 |
Февраль |
159 |
Март |
159 |
Итого |
454 |
В рассматриваемом случае за учетный период у работника не было переработки, соответственно, за каждый месяц отчетного периода он должен получить заработную плату в размере 11 280 руб. В случае если работник отработал все часы по графику, при этом они меньше нормы рабочего времени, оплата труда производится в размере, как если бы работник полностью отработал месячную норму труда. То есть тот факт, что в I квартале работник отработал на 2 часа меньше нормы (454 ‑ 452), не влияет на порядок оплаты его труда. Оплачивать в январе часы, отработанные сверхурочно, сверх МРОТ нет оснований.
Нормы труда в ночные часы
Законодательство РФ в 2021 году определяет труд в ночное время как исполнение обязанностей в период с 22 часов и до 6 утра. Нормы продолжительности деятельности в этот промежуток строго регламентированы.