Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Проект приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.
Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”.
Для сравнения: в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”.
Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Как происходит подготовка к проведению специальной оценки труда в школе?
Инспектор по охране труда или иное лицо с аналогичными полномочиями обязан своевременно доводить до руководства учебного заведения информацию о необходимости провести спецоценку в установленные законом сроки либо внеплановую, если этого требуют обстоятельства.
Далее подготовка к проведению процедуры предполагает прохождение следующих этапов:
- Издание приказа за подписью руководителя с указанием сроков проведения специальной оценки условий труда в школе.
- Назначение комиссии.
- Подготовка перечня рабочих мест, подлежащих проверке и составление графика работ.
- Выбор организации-исполнителя и заключение договора с ней.
Классы условий труда, присваиваемые рабочим местам педагогов
Исчерпывающая информация обо всех возможных классах условий труда приведена в ст. 14 ФЗ № 426.
В соответствии с данным документом условия труда могут быть признаны:
- оптимальными;
- допустимыми;
- вредными;
- опасными.
Если по итогам специальной оценки труда в школе условия на конкретном рабочем месте признаны оптимальными, значит на сотрудника не влияют никакие факторы, которые можно признать опасными или вредными. Применительно к школе можно отметить, что педагог в таких условиях не теряет работоспособность в течение длительного времени.
Допустимые условия предполагают наличие некоторых негативных факторов, но они не оказывают весомого влияния на здоровье человека. Полноценного отдыха вполне достаточно для восстановления работоспособности в необходимом объеме.
Вредные условия (3 класс) предполагают, что влияние некоторых факторов настолько сильно, что превышает нормативы, установленные на уровне законодательства.
В составе 3 класса выделяют несколько подклассов:
- Отводимого на отдых времени недостаточно для восстановления сил. Но работник может сохранить здоровье при смене места работы или устранении источников негативного влияния.
- Вредные факторы при длительном воздействии (15 лет и более) становятся причиной появления различных профзаболеваний. Но полная утрата работоспособности исключена.
- Изменения здоровья переходят в устойчивую фазу. Если гражданин долгое время работает во вредных условиях, возможна полная потеря работоспособности.
- Наличие вредных факторов приводит к появлению и развитию тяжелых заболеваний и утрате трудоспособности в полном объеме.
Ошибка: Работодатель созвал комиссию в целях проведения специальной оценки условий труда. Количество членов комиссии — 10 человек с учетом председателя комиссии (самого владельца фирмы).
Комментарий: Количество членов комиссии должно быть строго нечетным, с учетом председателя комиссии.
Ошибка: В целях проведения СОУТ на фирме была собрана специальная комиссия. Ни один из членов комисси не является специалистом в области охраны труда, количество членов комиссии составляет 2 человека.
Комментарий: Минимальное число членов комиссии — 3 человека. Если на предприятии не трудоустроен специалист в сфере охраны труда, эту роль в целях проведения заседаний комиссии выполняет руководитель компании.
Инструктаж на рабочем месте
Значительные изменения коснулись освобождения работников от инструктажа на рабочем месте. Теперь освобождаются те работники, которые работают с офисной оргтехникой (ПЭВМ, принтеры, сканеры и т.д.), на их рабочем месте отсутствуют другие источники опасности, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.
Что значит формулировка другие источники опасности? Значит ли это, что если есть опасность споткнуться или получить укус от залетевшей в окно осы, то нужно проводить инструктажи на рабочем месте? Минтруд даёт следующее разъяснение по этому поводу: в случае, если по результатам оценки рисков работодателем выявлены иные опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц либо при спотыкании), то информацию о них достаточно донести до работника в рамках вводного инструктажа. Это значит, что можно освободить офисных сотрудников, работающих только с оргтехникой, от инструктажа на рабочем месте.
Второе глобальное изменение коснулось результатов инструктажа: теперь для их фиксирования необязательно использовать журналы. Это значит, что работодатель может вести учет инструктажей в любых удобных ему документах — главное, чтобы в них содержалась следующая информация:
При регистрации вводного инструктажа по охране труда:
а) дата проведения инструктажа;
б) ФИО работника, прошедшего инструктаж;
в) профессия (должность) работника, прошедшего инструктаж;
г) число, месяц, год рождения работника, прошедшего инструктаж;
д) наименование подразделения;
е) ФИО и должность работника, проводившего инструктаж;
ж) подпись работника, проводившего инструктаж;
з) подпись работника, прошедшего инструктаж.
При регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда:
Все те же пункты, что и для вводного инструктажа + дополнительные пункты:
а) вид инструктажа по охране труда;
б) причина проведения инструктажа по охране труда (для внепланового или целевого инструктажа по охране труда);
в) наименование локального акта (локальных актов), в объёме требований которого проведен инструктаж.
Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года
Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.
Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:
- название должности;
- наименование оборудования;
- одинаковые должностные и функциональные обязанности;
- помещение;
- оснащение и прочее.
Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.
Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.
А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.
Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.
Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.
Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:
- Полное наименование компании.
- Основной регистрационный номер.
- ИНН.
- Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.
Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Допустимые условия труда — условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные производственные факторы, не удовлетворяющие установленным гигиеническим нормативам, но функциональные изменения в организме работающих в данных условиях восстанавливаются к нормальным за время регламентированного отдыха или к началу следующей рабочей смены.
Знаки безопасности — представляющие собой цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей знаки, предназначенные для предупреждения работающих о непосредственной или возможной опасности, запрещении, предписании или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает риск воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.
Идентификация риска — процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
Локальный нормативный акт — документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.
Непрерывное совершенствование — последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.
Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур.
Опасность — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья.
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Специальная оценка условий труда — комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Тяжесть труда — характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Итак, новый Трудовой кодекс вводит еще одно понятие. Комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников. Именно её станет необходимым проводить на предприятии, чтобы быть в курсе всех опасностей, которые подстерегают Ваших коллег.
Впрочем, ГИТ уже сейчас начинает выдавать предписания с требованием предоставить результаты оценки профессиональных рисков. Если Вы вдруг получили такое, почитайте, что с этим делать.
Со вступлением в силу этого изменения работодатель перестаёт быть «последним» звеном в цепи. Мало подписать отчёт о специальной оценке условий труда, данные ещё должны быть вовремя выгружены во ФГИС. Впрочем, если Вы имеет дело с порядочной организацией, то волноваться Вам не о чем.
Пожалуй, это изменение пока самое туманное в этом списке. Из проекта изменений, предполагаемых ко внесению в 302-й приказ, понятно только, что произойдет отказ от паспортов здоровья. Порядок передачи медицинского заключения работодателю будет также пересмотрен, детали остаются за кулисами.
Согласно этому изменению, теперь работодателю потребуется содержать в организации библиотеку нормативно-правовых актов по охране труда. Да так, чтобы доступ к этой библиотеке был у каждого работника. Будет ли это новый раздел на корпоративном сайте компании, или закупка лицензии правовой базы данных — решение самого руководителя.
Приготовьтесь регистрировать даже самые мелкие травмы — порезы бумагой, ушибы от углов стола или внезапно ударившей мигрени. Ведь новый порядок расследования несчастных случаев подразумевает, чтобы работодатель учитывал все микротравмы. Другой вопрос, будет ли работодатель в таком случае вообще их замечать?
И мы снова возвращаемся к Трудовому кодексу. новая редакция запрещает проведение работ, связанных с опасным (IV) классом условий труда. Работы требуется прекратить, улучшить условия труда. Изолировать работников от вредных и опасных производственных факторов или снизить их воздействие. Например, при помощи средств индивидуальной защиты. И только потом, проведя внеплановую специальную оценку условий труда, допустить сотрудника к работе.
- Положение о специальной оценке условий труда
- Учет специфики работы компании
- Отдельные аспекты положения о проведении специальной оценки условий труда
- Формирование локального нормативного акта о СОУТ
Типовое положение о СОУТ представляет собой локальный правовой акт, издаваемый компанией в целях регламентирования внутренних процессов, связанных с реализацией спецоценки. Это означает, что он должен соответствовать как минимум двум требованиям:
- четко встраиваться в действующие механизмы работы компании и учитывать ее специфику;
- соответствовать актуальным законодательным требованиям к оформлению нормативным документов, включая положения ст. 8 ТК РФ.
Выбрать аккредитованную компанию. Найдите организацию, которая имеет право проводить спецоценку (в дальнейшем — спецоценщик) и заключите с ней договор. Проверить аккредитацию можно на сайте Минтруда.
До конца года спецоценку также могут проводить компании, которые ранее занимались аттестацией рабочих мест и имеют соответствующий действующий сертификат.
Специальная оценка условий труда на рабочих местах — процедура, которая, по закону, должна завершиться не позже 31.12.2021.
Из-за этого срока во многих компаниях сейчас возникла неразбериха: руководители опасаются штрафов, поскольку не все рабочие места подверглись экспертизе. Однако переживать не стоит: этот срок не распространяется на новые рабочие места.
В статье разберемся, какое рабочее место считается вновь введенным с точки зрения чиновников и судей, и когда надо завершить СОУТ на них.
Рекомендуем прочесть: Детский Пособия До 3 Лет 2021 Новосибирск
Специальная оценка условий труда – процедура, которую к концу 2021 году обязаны завершить все работодатели независимо от вида деятельности. Но по инициативе депутатов перечень ситуаций, когда ее разрешено не организовывать, могут расширить. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
- Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
- Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
- Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
- Срочность.
Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ . По ее результатам определяют класс условий труда.
В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.
- На трудовых местах оформлены надомные работники (которые работаю на дому).
- Сотрудники работают дистанционно.
- Кроме этого, не нужно осуществлять СОУТ, если рабочее место является вакантным. Это обосновывается тем, что поскольку работника там нет, то и процессы производства там не происходят.
Помимо этого, стоимость проведения СОУТ на одном и том же рабочем месте может различаться в разных субъектах федерации.
Иногда организации устанавливают нижнюю границу стоимости оценки одного места в зависимости от характера деятельности либо географического расположения.
- Организации : предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- Индивидуальные предприниматели : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
- Должностные лица : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).
Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на основе списков профессий и производств.
Результаты выявления или идентификации (как это названо в Законе № 426-ФЗ) вредных условий труда должна утвердить ранее созданная комиссии по проведению спецоценки в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона №426-ФЗ. Затем измеряются фактические значения вредных и опасных факторов.
Кроме плановой спецоценки рабочих мест в компании в ряду случае вы должны проводить и внеплановую. Она проводится, когда вводятся в эксплуатацию новые рабочие места, меняется технологический процесс, получено предписание от трудового инспектора. Это требование установлено в части 1 статьи 17 Закона №426-ФЗ.
В среднем, по Москве и Санкт-Петербургу предложения на проведение спецоценки начинаются от 600 рублей за одно место. Однако многие эксперты заявляют, что такого рода деятельность не может стоить 600 рублей, поскольку себестоимость проведения работ по измерению вредных факторов существенно выше.
После получения отчета, компания обязана произвести опубликование информации об итогах проверки, а также о присвоенных классах опасности, список работ по улучшению условий труда и снижению вредных воздействий на своем сайте Интернет. Выполнить данную работу необходимо в срок 30 дней с даты получения на руки отчета.
Рекомендуем прочесть: Субсидии Для Молодых Семей В 2021 Году В Тюмени
ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.
Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.
Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):
- на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
- на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
- на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.
Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.
СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.
Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.
- Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
- Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
- Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
- Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
- Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
- Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349
«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники
Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.
Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.
Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Вступает в силу: 1 апреля 2021 года
Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.
Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.
Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.
Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.
Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:
- периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
- результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
- работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
1. Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий т��уда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
1. Работодатель вправе:
- требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
- проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
- обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
- требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
2. Работодатель обязан:
- обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
- предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
- не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
- ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
- рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерально��о закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
1. Работник вправе:
Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Допустимые условия труда — условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные производственные факторы, не удовлетворяющие установленным гигиеническим нормативам, но функциональные изменения в организме работающих в данных условиях восстанавливаются к нормальным за время регламентированного отдыха или к началу следующей рабочей смены.
Знаки безопасности — представляющие собой цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей знаки, предназначенные для предупреждения работающих о непосредственной или возможной опасности, запрещении, предписании или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает риск воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.
Идентификация риска — процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
Локальный нормативный акт — документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.
Непрерывное совершенствование — последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.
Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур.
Опасность — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья.
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находи��ся под контролем работодателя.
Специальная оценка условий труда — комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Организация работ по охране труда возлагается на специалиста по охране труда.
Специалист по охране труда:
организует и координирует работу по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, координирует работу структурных подразделений в области охраны труда;
проводит с работниками организации вводный инструктаж, контролирует проведение руководителями подразделений инструктажей по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых).
участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в образовательной организации;
участвует в управлении профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в разработке локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, раздела по охране труда коллективного договора;
осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда и оказанию первой помощи, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников образовательной организации;
участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам и психиатрическим освидетельствованиям;
оказывает методическую помощь заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в ��оставлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;
осуществляет проведение проверок состояния охраны труда в образовательной организации; выдает предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет контроль за соблюдением в организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.
информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения обучения по охране труда;
осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;
осуществляет контроль за обеспечением работников нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.
- тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;
- организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;
- предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.
Спецоценка условий труда с 1 января 2021 года может проводиться только компанией с аккредитацией, занесенной в реестр субъектов, уполномоченных заниматься такой деятельностью. Всех представителей инспектирующей фирмы сертифицирует роструд. Наличие лаборатории для осуществления измерений или договора с субподрядчиком, имеющим ее, обязательно.
- сведения об организации, которая провела оценку;
- перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
- карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
- протоколы проведенных исследований и измерений;
- протокол определения степени эффективности средств защиты;
- единую ведомость спецоценки;
- перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
- экспертное заключение.
Также, компании и бизнесмены не должны проводить спецоценку вакантных рабочих мест. Это связано с тем, что сотрудник отсутствует, а значит, на таком рабочем месте не происходят штатные производственные процессы. Однако, помните, что когда работника примут на вакантную должность, придется провести внеплановую спецоценку. Это правило качается и случаев, когда появляются временные рабочие места. Об этом сказано в пункте 15 Методики, утв. приказом Минтруда № 33н (письма Минтруда от 14.03.16 № 15-1/ООГ-1041, от 07.06.17 № 15-1/ООГ-1568).
У работодателей есть 30 дней на то, чтобы опубликовать результаты спецоценки условий труда на своем корпоративном сайте (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Учтите, что не всю информацию компания обязана делать общедоступной. Публиковать обязательно только сводные данные. Если у компании нет своего официального сайта, то и публиковать ничего не нужно.
- гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
- юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
- ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р , но деятельность ему приостановят как компании.
В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр).
2. Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации.
Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра.
Шаг 4. Подготовиться к проверке
Подготовка к процедуре заключается в необходимости проверить места работы и собрать всю техническую информацию, относящуюся к производственным процессам (для передачи организации, которая будет проводить СОУТ), проинформировать сотрудников о предстоящей спецоценке и предоставлении доступа в необходимые помещения. Организация, занимающаяся оценкой, объясняет порядок процедуры. При спецоценке в офисе основным показателем, подлежащим измерению, становится освещение, поэтому нужно проверить наличие:
- работающих ламп в осветительных приборах;
- настольных ламп;
- документации на персональные компьютеры, так как они — источник излучения, являющегося вредным фактором.
Шаг 6. Получить от исполнителя отчет и утвердить его
По результатам оценки эксперт готовит пакет документов в виде отчета. Форма утверждена приложением 3 к Приказу 33н. В этом же документе содержится инструкция по заполнению формы.
Отчет должен включать следующие документы:
- сведения об организации, которая провела оценку;
- перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
- карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
- протоколы проведенных исследований и измерений;
- протокол определения степени эффективности средств защиты;
- единую ведомость спецоценки;
- перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
- экспертное заключение.