Налогообложение в Швейцарии в 2020 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение в Швейцарии в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подоходный налог в Швейцарии состоит из трех элементов: федерального налога (Bundessteuer), который одинаков во всей Швейцарии, кантонального и коммунального налогов (Kantonalsteuer), которые различаются от кантона к кантону и даже от города к городу внутри кантона.
Специальный налоговый режим для богатых иностранцев
Для иностранцев, которые считаются богатыми (или даже ультрабогатыми), Швейцария предлагает особые условия – специальный налоговый режим, так называемое единовременное налогообложение (lump-sum taxation).
Это означает, что ваш годовой налоговый долг не рассчитывается в соответствии с вашим фактическим доходом, имуществом и налоговой декларацией. В этой системе расчет налога основан на гипотетических расходах на ежедневную жизнь вашей семьи (размещение, питание, стиль жизни и все другие расходы, связанные с вашим стандартом жизни).
Официальное швейцарское название этому налоговому режиму – «налогообложение согласно расходам» (Besteuerung nach Aufwand).
Не существует фиксированной формулы для расчета платежей lump-sum. Точная сумма определяется вместе с налоговыми органами кантона, в котором человек желает стать резидентом. Эти переговоры требуют определенного опыта и дипломатии (поэтому, пожалуйста, не пытайтесь делать это самостоятельно).
Налоговая система Швейцарии
В состав Швейцарской Конфедерации входит двадцать шесть кантонов и порядка 2900 независимых муниципалитетов. В соответствии с Конституцией Швейцарии, которая была принята ещё в 1874 г. кантоны наделены фискальным суверенитетом и имеют полное право налогообложения, исключая только конкретные источники, которые закреплены за федеральным правительством. Право кантонов в сфере налогообложения может быть ограничено ещё и международными договорами, которые Швейцария заключает с другими государствами. Более того, финансовый суверенитет кантонов в некоторой степени ограничивается Федеральным законом «О налоговой гармонизации».
С 1.01.2001 г. Федеральный закон «О налоговой гармонизации» введён порядок гармонизации законодательства кантонов с федеральным налоговым законодательством в отношении прямых налогов.
Вне зависимости от того, что официально страна называется Швейцарская Конфедерация, по своей форе государственного устройства она представляет собой федерацию. Это самая старая федерация в Европе, которая между тем никогда не имела монархической формы правления. Законодательные акты в этой стране принимаются парламентом, адресуются гражданам, а формирование государственного бюджета происходит посредством налоговых и других платежей, которые поступают от налогоплательщиков. Примечательно, что в данной стране отсутствует право сецессии. Швейцария по большому счёту удовлетворяет всем признакам федерального государства, хотя на практике каждый из них имеет свою специфику.
Налоговая система Швейцарии имеет свои особенности, в этой связи необходимо уточнить, что шанс возникновения двойного налогообложения здесь существует и у межкантональных отношений, и у международных. Решить проблему межкантонального двойного налогообложения можно с помощью решений Федерального Верховного Суда, в том числе и на основании Федерального закона «О налоговой гармонизации».
В соответствии с данными, предоставленными за 2011 г., налоговые доходы Швейцарии составили 164 216,8 млн. швейцарских франков, что эквивалентно 157 491,9 млн. долл. США, или 29,8% ВВП. Отметим, что из них поступления от индивидуальных подоходных налогов составили 9,6%; от налога на прибыль – 3,2%, от социальных взносов – 6,9%, от НДС – 3,7%, от акцизов – 1,5%, от иных налогов – 4,9%.
Подоходный налог в Швейцарии на физ. лиц
Физические лица из числа резидентов оплачивают налог на прибыль в Швейцарии с общемирового дохода. В основную базу не включаются доходы от иностранного бизнеса или недвижимого имущества. К резидентам относятся как граждане государства, так и лица, проводящие в стране от 183 дней в году. Все остальные не являются налоговыми резидентами, однако оплачивают пошлины от следующих видов заработка: заработная плата, коммерческий доход от бизнеса или сдача в аренду недвижимости любого типа.
Для расчета налога на доходы в Швейцарии применяется прогрессивная ставка. Максимальный уровень сбора составляет 11,5% и зависит величины годового заработка контрагента. Каждый кантон имеет право устанавливать свои размеры пошлин. Ниже приведены данные о максимальном размере налога на зарплату и прочие прибыли в разных кантонах Швейцарии.
Кантон |
Ставка, % |
Кантон |
Ставка, % |
Юра |
6,432 |
Базель-Ланд |
18,62 |
Женева |
19 |
Базель-Штадт |
26 |
Невшатель |
14,5 |
Золотурн |
10,5 |
Вале |
14 |
Фрибуг |
13,5 |
Во |
15.5 |
Цуг |
8 |
Тичино |
15,076 |
Гларус |
17 |
Тургау |
8 |
Нидвальден |
2,75 |
Аргау |
11,25 |
Обвальден |
1,8 |
Граубюнден |
11 |
Швиц |
3,65 |
Санкт-Галлен |
8,5 |
Ури |
7,1 |
Аппенцелль-Иннерроден |
8 |
Люцерн |
5,7 |
Аппенцелль-Ауссерроден |
2,6 |
Берн |
6,5 |
Шаффхаузен |
9,9 |
Цюрих |
13 |
Продолжительность налогового года совпадает с календарным. Конечный срок передачи декларации отличается в зависимости от места проживания контрагента. За просрочку предусматриваются крупные штрафы. Лицам, не имеющим доходов кроме зарплаты, составлять декларацию самостоятельно не нужно. Налог с заработной платы в Швейцарии ежемесячно изымается и перечисляется работодателем.
Как устроена система налогообложения
В Швейцарии, как в любом федеративном государстве, есть налоги, действующие на уровне федерации целиком, а также на уровне кантонов (их 26) и муниципалитетов (2250). Кантоны и муниципалитеты очень самостоятельны в налоговых вопросах и могут взимать свои сборы, которые должны соответствовать общим федеральным правилам. Новые законы о налогах на всех уровнях часто проходят через референдум.
Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону.
Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону. И от муниципалитета к муниципалитету. Это очень непривычно и сложно на первый, а иногда и на второй взгляд для жителей централизованных стран.
Налоговая система Швейцарии
Федеральные налоги: прямой федеральный налог на доход физических лиц и на чистую прибыль юридических лиц (для корпораций и кооперативов — 8,5% от суммы прибыли, для ассоциаций, фондов и других юридических структур — 4,25%); федеральный налог с источника дохода; некоторые налоговые обязательства; НДС (средняя ставка 8%).
Кантональные налоги: кантональный налог на доход и чистый доход физических лиц, на прибыль юридических лиц; годовой налог на капитал для юридических лиц (от 0,0010 до 0,5288% для компаний, облагаемых налогами в общем порядке, и от 0,0010% до 0,4028 % для компаний, имеющих право на специальный режим налогообложения); налоги на наследство и на дарение.
Муниципальные налоги: муниципальный налог в добавление к основному кантональному налогу (в Цюрихе, например); налог на приобретение и передачу прав собственности на недвижимость.
В большинстве случаев Швейцарию выбирают в качестве места для регистрации компании или проживания из-за низких налогов. Однако в стране 26 кантонов, наделенных законодательной властью, поэтому ставки налогов очень сильно различаются. Так, ставки налога на прибыль могут варьировать от 11 до 29%.
С каких доходов не взимается плата
Подоходный налог в Швейцарии обязателен для резидентов державы и для иностранцев, которые проживают здесь. При этом не играет роль успел нерезидент трудоустроиться по прошествии 3-х месяцев или нет.
Не взимается плата с таких видов доходов:
- полученные по низкопроцентным или беспроцентным кредитам;
- пенсионные отчисления в государственные программы от работодателей;
- выходные пособия;
- государственная пенсия;
- подарки, полученные в честь профессиональных юбилеев;
- расходы на профессиональную деятельность (специальная литература, орудия труда, командировочные расходы, получение дальнейшего образования и прочие);
- представительские расходы.
Что уплачивают юрлица?
Налог на прибыль в Швейцарии – один из самых низких в Европе. Поэтому данное государство на протяжении многих десятилетий остается чрезвычайно привлекательным для представителей бизнеса, в том числе и из других государств. Немалую роль в создании благоприятного инвестиционного климата играет также знаменитая швейцарская банковская система, которая считается одной из наиболее надежных в мире и обеспечивает при этом высокий уровень конфиденциальности для своих клиентов.
Налог на прибыль в Швейцарии состоит из нескольких частей, поскольку взимается не только на федеральном уровне, но и на местном. При этом общеобязательная ставка федерального платежа составляет всего 8,5% от суммы чистой прибыли компании, а дополнительные проценты кантона различаются в зависимости от местного законодательства того или иного субъекта. Для компаний смешанного типа (с участием иностранного капитала) предусмотрены определенные льготы, позволяющие значительно снизить и так невысокую ставку корпоративного налога.
Еще одна положительная особенность уплаты налога на прибыль в Швейцарии — предусмотренная местным законодательством возможность для предприятия взять настоящие «налоговые каникулы», продолжительность которых может достигать десяти лет. Разумеется, данная льгота предоставляется не всем компаниям, а только тем, которые могут обеспечить соблюдение определенных условий: создание достаточного количества рабочих мест, высокая социальная значимость избранного предприятием вида деятельности и так далее.
Стоит ли регистрировать компанию в Цюрихе?
Чтобы выбрать юрисдикцию, где наиболее выгодно зарегистрировать бизнес, обратитесь к нашим специалистам в IT-OFFSHORE. Швейцария является одной из наиболее востребованных стран, где стремятся открыть предприятие инвесторы и бизнесмены. Данное государство является престижным, есть возможность переезда с семьей и оформления ПМЖ.
В Цюрихе отсутствует налог на роялти. Швейцарские компании могут получить право на вычет из налогооблагаемого дохода до 10 процентов в резервный капитал и до 80% на инвестиции, которые были осуществлены в период приобретения имущества. Возможно получение вычетов при расходах на исследования.
Достаточно просто открыть счет в банке, который сохраняет банковскую тайну и конфиденциальность владельца. Однако, чтобы зарегистрировать предприятие, потребуются значительные вложения капитала, ставки налогов сравнительно большие.
В сентябре 2021 года швейцарский регулятор заявил о намерении ввести обязательную верификацию пользователей, которые проводят сделки в криптовалютах на сумму более 1000 CHF ($1095). В FINMA ожидают, что новые ограничения позволят снизить риск мошенничества с криптомонетами и предотвратят отмывание денег в больших объемах.
С начала 2021 года в стране было возбуждено несколько уголовных дел, касающихся нарушений политики AML. Поэтому власти усилили контроль над деятельностью торговых операторов и коммерческих компаний. В частности, регулятор отказал брокеру Bitcoin Suisse в предоставлении банковской лицензии, сославшись на недостаточную защиту от отмывания денег. Новую нормативную базу планируют принять по итогам наблюдений за техническими особенностями и рыночными тенденциями в обороте криптовалют, которые ведет национальный банк страны.
Корпоративные налоги в Швейцарии 2022
Предлагаемая швейцарская налоговая реформа в настоящее время одобрена общественным голосованием и вступит в силу с 1 января 2022 года.
Ключевым моментом налоговой реформы будет отмена кантонами льготных налоговых режимов для холдингов, домилициарных и смешанных компаний к концу 2019 года.
Кроме того, на федеральном уровне статус «основой компании» и привилегированное налогообложение иностранных филиалов не будет отменено. Это обеспечит соответствие швейцарской налоговой системы международным минимальным стандартам и то, что Швейцария останется привлекательным местом для многонациональных предприятий (МНП).
Утвержденная налоговая реформа примет новые налоговые положения в Федеральном законе о прямом налогообложении (DBG) и в Законе о гармонизации налогов в кантонах (StHG), а также в других федеральных налоговых законах (например, подоходный налог) с 1 января 2022 года. На основании и в соответствии с новыми налоговыми положениями в Законе о гармонизации налогов кантоны должны применять новые положения в своем налоговом законодательстве. Несмотря на это, кантональная имплементация остается предметом референдума и, в случае ее вынесения, подлежит публичному голосованию в соответствующем кантоне.
Налогоплательщики, проживающие за рубежом
Существует ряд лиц, которые обязаны платить налоги в Швейцарии, даже если они не проживают в этой стране. К ним относятся физические лица, проживающие за рубежом и получающие доход из источника в Швейцарии.
В этом случае речь идет об «ограниченных налоговых обязательствах», когда имеется «экономическая связь» со Швейцарией, осуществляемая: владельцами, совладельцами, распорядителями предприятий, находящихся в Швейцарии; владельцами прав на земельные участки; путем аренды и торговли земельными участками, находящимися в Швейцарии; путем трудовой деятельности людей искусства, спортсменов и т. п.; путем членства в совете директоров или управления юридическими лицами с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; путем выплаты социального страхования в случае имевших место в прошлом трудовых отношений с работодателем или страховой организацией с местонахождением в Швейцарии; путем страховых выплат по линии швейцарского трудового пенсионного обеспечения; путем выплат от прежнего работодателя с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; в результате работы в области международных перевозок на компанию с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии.
В зависимости от вида дохода предусматривается либо общий порядок налогообложения, либо система уплаты налога у источника.
При покупке недвижимости
При покупке недвижимости в Швейцарии платится кантональный налог на передачу прав собственности (Le droit de mutation), который в зависимости от кантональных законов составляет от 0 до 3,3 % от стоимости недвижимости. Например, в кантонах Аргау, Цуг и Цюрих такой платёж не взимается. В кантоне Люцерн размер такого обязательного платежа составляет 1,5 % от стоимости недвижимости, в кантонах Берн и Вале — 1,8 %, в Женеве и Базеле – 3 %. Обычно налог не взимается, если сторонами по сделке являются супруги, родители и их дети или подопечные, внуки и некоторые другие близкие родственники.
При покупке недвижимости в Швейцарии также оплачиваются нотариальные расходы, составляющие примерно 0,5 % от стоимости недвижимости, и расходы по внесению изменений в Реестр прав собственников в размере 0,5 %.
Ставки на налоги в Швейцарии для юридических и физических лиц
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка подоходного налога | 40 % | 2020 |
- Подоходный налог для физических лиц в Швейцарии остался без изменений и составил 40 % в 2020. Максимальная ставка достигала 40.4 %, а минимальная 40 %.
- Данные публикует Ежегодно Федеральное налоговое управление.
Данные Период Дата
40 | 2020 | 20.02.2020 |
40 | 2019 | 28.06.2019 |
40 | 2018 | 12.02.2018 |
40 | 2016 | 11.08.2017 |