Предусмотрена ли установка фаркопа на ваш автомобиль?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предусмотрена ли установка фаркопа на ваш автомобиль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
Как узнать предусмотрен ли фаркоп заводом изготовителем?
Фаркоп или сокращённом варианте ТСУ — тягово-сцепное устройство. Устанавливается на легковой автомобиль, с целью крепления к нему прицепа. Некоторые автолюбители с удивлением обнаружили для себя, что необходимо регистрировать фаркоп, после того как им выписали штраф. Либо отказали в регистрации автомобиля с фаркопом. Возможно прохождение техосмотра застопорилось на этом не хитром устройстве. Давайте разберёмся более детально, нужна ли регистрация фаркопа в 2021 году. Сколько это стоит, с чего стоит начать. Какие документы нужно собрать, для того чтобы ездить и не переживать.
Если вы самостоятельно установили фаркоп или он был уже установлен на приобретённом, подержанном автомобиле. Может быть купили б/у фаркоп и установили у дяди Васи в гараже. Документов конечно же никаких на это приспособление не имеется. ОТТС и табличка разрешает цеплять прицеп, это всё равно считается изменением конструкции ТС. Необходимо иметь документы на ТСУ или зарегистрировать фаркоп.
Первое и главное требование, которое предъявляется к автомобилю, – сама возможность установки сцепного устройства. Определяется такая возможность ещё на этапе сертификации транспортного средства. Уже на этом этапе возможен мухлёж. Как уже говорилось ранее, технически ничто не мешает присоединить прицеп к совершенно любому автомобилю. Однако без документального подтверждения этой возможности ваш фаркоп автоматически оказывается вне закона. Бывают случаи, когда автопроизводители «забывают» указать о возможности буксирования прицепа. Тогда без обращения в испытательную лабораторию и внесения изменений в документы транспортного средства уже не обойтись.
Если возможность установки фаркопа сертификационная документация на автомобиль подтверждает, вам потребуются документы на само сцепное устройство. У «правильного» фаркопа должны быть сертификат соответствия и паспорт, которые вам всегда придётся возить с собой (в противном случае доказать легальность устройства ушлым гаишникам вы не сможете). Придётся возить и доказательства того, что установку тягово-сцепного устройства осуществил сертифицированный центр – дилер или СТО. Иными словами, в любой непонятной ситуации вас выручат три документа: паспорт фаркопа с отметкой об установке; копия сертификата соответствия на фаркоп, заверенная в магазине или сервисном центре, а также чеки и накладные.
Пакет электрооборудования для ТСУ необходимо покупать отдельно.
Для Фокуса применяется cемиконтактный (7 pin) разъем розетки фаркопа.
Подключение розетки проводится в следующем порядке:
- Снять клеммы на аккумуляторной батарее;
- Разобрать задние фонари;
- Через отверстия в нише багажника завести проводку ТСУ в багажник (при снятом заднем бампере);
- В соответствие со схемой, соединить провода розетки ТСУ с проводкой в блоках задних фонарей;
- Соединения изолировать;
- Протестировать работу новых соединений.
С 1 июля 2021 года действуют новые требования к регистрации изменений (тюнинга) в конструкции транспортного средства.
Претензий к владельцу машины с фаркопом не возникнет если:
- На ТСУ имеется сертификат соответствия;
- ТСУ приобретен официально (имеется паспорт, товарный чек или накладная);
- ТСУ установлено в штатные места или есть отметка об установке ТСУ в СТС.
Если на автомобиле установлено несертифицированное (самодельное) ТСУ, то это может повлечь административное наказание.
КоАП РФ (ст. 12.5) предусматривает следующие виды нарушений:
- Установлено незарегистрированное устройство;
- Неработающее сцепное устройство.
Сотрудник ГИБДД, выявив нарушения, имеет право применить следующие виды административного наказания:
- Штраф в размере 500 рублей;
- Аннулирование регистрации автомобиля.
Если на ваш автомобиль требуется регистрировать изменения в конструкцию транспортного средства при установке фаркопа, и вы этого не сделали после установки фаркопа, то данное нарушение попадает под КоАП 12.5.1 и предусматривает штраф в размере 500р. (при оплате в течение 14 дней 250р.).
Рекомендации по выбору
При покупке тягово-сцепного для второго Фокуса практичнее выбрать устройство, адаптированное конкретно под модель и поколение авто. Конкретные экземпляры чаще ищутся в интернете по артикулу, хотя водителю проще осуществить поиск через официальный сайт изготовителя фаркопов, в том числе через представленные на этом сайте каталоги. Причем на это уйдет не более получаса.
Если думаете, как сделать фаркоп своими руками, то лучше об этом забыть, потому что самоделки ненадежны, не отвечают стандартам качества и менее безопасны даже дешевых вариантов или б/у экземпляров. Притом по правилам дорожного движения фаркоп обязан иметь сертификат соответствия и паспорт.
Если же все-таки решили купить сцепное, то для начала определите производителя. Благо на рынке действует много компаний, поставляющих фаркопы на Форд Фокус любого поколения. К востребованным изготовителям качественных сцепных относятся:
Подробный обзор, о лучших производителях тягово-сцепных устройств читайте, в нашей статье «Какие компании производят лучше фаркопы».
Хотя при покупке тягово-сцепного устройства для Форда бренд играет второстепенную роль, потому что важнее, чтобы конструкция подходила по практичности и функциональности. Для Фокуса же в приоритете сцепное со съемным шаром, которое удобно и практично при эксплуатации. К тому же такое приспособление полностью отвечает современным требованиям к использованию легкового автомобиля с фаркопом.
Рекомендации по выбору
Чтобы установка тягово-сцепного устройства прошла успешно, для начала нужно купить подходящую конструкцию. А уже о том, как ставится ТСУ, мы разберемся отдельно.
Оптимальным вариантом для владельцев Фокуса станет покупка адаптированного фаркопа, который предназначен под конкретную модель и поколение автомобиля. Для поиска конкретной модели часто используется артикул. Но по факту проще зайти на официальный сайт производителя, и с помощью каталогов отыскать варианты для вашего автомобиля. Учитывая нынешнее состояние сайтов ведущих изготовителей, поиск занимает несколько минут максимум.
Чего делать категорически не рекомендую, так это пытаться собрать ТСУ своими руками. В сети есть различные чертежи и схемы, по которым сваривают металлоконструкции и получают якобы дешевый и полноценный фаркоп. Но в действительности риски использования таких решений намного выше, чем даже установка БУ ТСУ, купленных через Авито, или дешевых моделей фаркопов.
Как продать автомобиль с фаркопом?
Продать транспорт со съемным фаркопом просто. Сложности при продаже могут возникнуть, если крепление не снимается. Поэтому важно иметь при себе подтверждающую документацию, чтобы при прохождении проверки автомобиля не возникло законодательной причины в отказе на продажу ТС. Ведь при условии непрохождения тех. осмотра постановка в ГИБДД на учет может быть затруднена.
Интересная информация! Согласно разд. 4 п. 77 Технического регламента в России при наличии сертификата и лицензии на крепление прицепа санкция не предусмотрена. Другое дело — установка стороннего производства: избежать штрафа за незарегистрированный фаркоп не получится.
Таким образом, установка съемного фаркопа не влечет за собой никаких последствий: у автовладельца есть полное право по своему усмотрению оборудовать автомобиль любыми элементами, предусмотренными заводом-производителем. Но, если установка не предусмотрена, а владелец ТС очень хочет «приварить» крепление, нужно хорошо подумать: в данной ситуации могут возникнуть проблемы как при регистрации автомобиля, так и при прохождении ТО.
Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:
То есть, фактически фаркоп должен быть изготовлен и испытан на заводе для конкретной модели автомобиля. Он должен получить сертификат соответствия, копия которого предоставляется при продаже. А также фаркоп должен быть установлен по всем регламентам юридическим лицом, который имеет соответствующее разрешение на проведение данных работ.
Посмотрите ниже очень познавательное видео по внесению изменений в конструкцию. Там говориться о разном доп оборудовании, бамперах, про газобалонное оборудование, которое нужно вносить обязательно в изменения. Про фаркоп задали вопрос на 16 минуте.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2019 году?
В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:
Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.
Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.
С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.
Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:
Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.
В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.
Существует ли в 2020 году штраф за фаркоп на легковом автомобиле
Отдельного штрафа за фаркоп, конечно же, нет. В некоторых случаях наличие прицепного устройства на легковом автомобиле может трактоваться как нарушение, об этом — чуть ниже.
В Кодексе об административных правонарушениях существует статья 12.5. Пункт 1 этой статьи вводит штраф за огромный перечень нарушений, которые описаны в приложении к ПДД. Это приложение называется “Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств”.
Тем автомобилистам, которые с этим перечнем не знакомы, стоит внимательно его перечитать. Переживать только из-за штрафа за фаркоп и при этом допускать другие наказуемые нарушения — как минимум странно.
Буквально самая последняя строчка “Перечня” — это именно то, что нас интересует. В списке “прочих элементов конструкции” содержится пункт 7.18 — изменения, внесенные в конструкцию автомобиля без разрешения ГИБДД или других ответственных госорганов.
Штраф за это нарушение — 500 рублей либо предупреждение.
Незаконным внесением изменений в конструкцию транспортного средства может быть все, что угодно. Установка газового оборудования без санкции ГИБДД — это чаще всего именно такое нарушение. Гаражное “занижение” подвески — под эту же статью. И так далее. Сюда же можно отнести установку фаркопа, хотя и не всегда.
Необходимые документы
Порядок регистрации предусматривает неоднократный визит в ГИБДД, причём каждый раз это будет индивидуальный пакет документов. Так, для предварительного осмотра понадобится представить:
- Заявление на бланке ГИБДД.
- Двухстороннюю копию паспорта транспортного средства.
- Паспорт и сертификат соответствия на фаркоп.
- Свидетельство о регистрации автомобиля.
После установки прицепного устройства комплект документов станет иным:
- Диагностическая карта от организации, проводящей ТО.
- Паспорт и сертификат соответствия на фаркоп.
- Заявление-декларация от автосервиса, выполнившего монтаж конструкции.
- Решение предварительной экспертизы.
Всегда ли нужно получать разрешение
Получить разрешение на фаркоп – значит получить свидетельство, в которое внесены новые данные о реконструкции автомобиля.
Фаркоп – тяговое приспособление, которое установлено на авто на заводе производителя, в ходе эксплуатации авто.
Обязательно ли согласовывать установку оборудования для фиксации прицепа зависит от имеющихся на руках документов. Заводской конструкцией предусмотрена установка фаркопа, значит можно устанавливать и использовать. Никаких разрешений не потребуется.
Случаи, когда не нужно регистрировать фаркоп после его установки:
- Предусмотрены конструкционные изменения для всей серии автомобилей на заводе производителе.
- Фаркоп установлен, как дополнительное оборудование, при этом соблюдены следующие условия:
- возможность использование приспособления предусмотрена изначально, подтверждена руководством об эксплуатации с завода;
- на тяговую систему имеется документация, которая подтверждает возможность использования его на конкретной модели ТС;
- установка производилась строго по инструкции, без значимых изменений в конструкции.
Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:
- Заявление на бланке установленной формы;
- Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
- Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.
После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:
- Карта диагностики автомобиля;
- Договор о покупке прицепа, если есть;
- Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
- Декларация из сервисной мастерской;
- Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
- Заключение экспертизы.
Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.
Как выбрать съемный фаркоп
Для того чтобы это сделать, необходимо понять, как возить за собой прицеп. А он должен стоять так же ровно, как и автомобиль, то есть иметь аналогичный клиренс. Любой крен увеличивает нагрузку на шаровой узел, что может повлечь потерю прицепа. Универсальная формула подбора выглядит так:
- Установить прицеп с одинаковой высотой от земли в задней точке и в точке сцепки.
- Замерить расстояние от земли до верхней стенки приемника фаркопа и от земли до сцепного устройства, которое закреплено на дышле прицепа.
- Разница между двумя расстояниями необходима для подбора кронштейна.
Во-вторых, определить предмет груза, а точнее, с грузоподъемностью прицепного устройства. От этого параметра отталкивается цена.
Третий момент заключается в частоте использования:
- Для постоянной эксплуатации нужна неразборная конструкция.
- Для редкой – съемная.
Фаркопы производятся на основе трехмерных моделей. Серийное изготовление начинается только после тестирования устройств. В процессе создания ТСУ применяют лазерные станки и дробеструйные системы обработки.
Самые качественные и надежные изделия создаются в странах: Голландия, Германия, США и Польша. Качество изделий контролируется на каждом производственном этапе. Что касается российский компаний, то в нашей стране фаркопы выпускают «ДЗК» и «Лидер Плюс».
Самыми дорогостоящими изделиями являются ТСУ, которые способны «прятаться» под бампер. К сожалению, их устанавливают только на американские авто. Конструкция бамперов дает возможность «убирать» фаркоп, благодаря наличию специальных креплений.