Система управления охраной труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система управления охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная обязанность работодателя в сфере менеджмента охраны труда в организации — это создание эффективной системы управления охраны труда (СУОТ). Если система эффективна, она приносит свои плоды: отсутствуют несчастные случаи, нет штрафов (или они минимальные) по результатам проверок ГИТ, высокий уровень знаний и вовлеченности персонала и т.д.

Тем не менее, создание действительно эффективной системы вызывает трудности. К сожалению, у сотрудников, отвечающих за охрану труда в организации, зачастую нет наставников, которые бы научили их, как правильно создавать СУОТ, нет преемственности, потому что часто специалист по ОТ в компании всего один. Усложняет ситуацию и то, что законодательство и требования по ОТ меняются очень быстро.

Для создания эффективной системы, о которой говорится в Трудовом кодексе РФ, недостаточно скачать из интернета готовый шаблон типового документа, утвердить его от имени организации и назвать системой управления охраной труда — необходимо превратить его в действующий эффективный механизм, который будет работать «в унисон» с другими процессами в организации и помогать в создании единого подхода к процессам обеспечения безопасности персонала.

При попытке создать эффективную СУОТ разные специалисты часто сталкиваются с одними и теми же проблемами. Выделим некоторые из них:

  • недостаточные знания руководителя предприятия и сотрудников об особенностях функционирования системы и всех требованиях законодательства;
  • система не функционирует («существует на бумаге») — все процессы происходят хаотично, описанная в документах система не интегрирована в процессы организации;
  • при достижении определенного уровня соответствия предъявляемым требованиям процессы замедляются или приостанавливаются;
  • специалисту бывает сложно предоставить руководству данные о масштабах несоответствия в числовых значениях — из этого возникает сложность понимания ресурсов (в том числе и временных), необходимых для решения несоответствий, что чревато неправильным определением сроков устранения и не сопоставимыми с возможностями сотрудника задачами;
  • наличие штрафов и предписаний во время надзорных мероприятий.

Какие штрафы за необеспечение СУОТ?

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.

При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 5000 руб.;
  • для организации – до 80 000 руб.

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 руб.;
  • для организации – до 150 000 руб.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда

Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.

Читайте также:  Лизингополучатель на УСН. Варианты учета лизингового имущества

Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.


В век компьютеризации и автоматизации существует множество способов оптимизации любой области деятельности. Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда не исключение. Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является применение программного продукта «Охрана труда».

Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБАТЫВАТЬ И ВНЕДРЯТЬ СУОТ?

В рамках требований статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. № 345-3 наниматель несет обязанности по: разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Каждый работодатель вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовой формы должен соблюдать требования законодательства в сфере охраны труда. Для этого необходимо создать систему для эффективного управления охраной труда и обеспечить ее функционирование.

В связи с этим при инспектировании Вашей организации будет поставлен вопрос о том, при помощи каких мер на предприятии выполняются данные требования. Если меры не приняты, то последует ответственность.

За нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда предусмотрена административная ответственность (наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин — статья 10.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Это немалые деньги, сопоставимые со стоимостью внедрения СУОТ на предприятии со штатом до 50 сотрудников, стоит ли рисковать?

Кроме того, многие наниматели забывают, что за нарушения требований законодательства по охране труда может наступить и уголовная ответственность, если, не дай Бог, что-либо случится на производстве. А от этого никто не застрахован.

Поэтому мы крайне рекомендуем своим клиентам не пренебрегать СУОТ. Помимо того, что ее внедрение обязательно, данная система позволит уменьшить вероятность несчастных случаев на производстве и минимизировать их последствия.

Примерное положение о СУОТ с 1 марта 2022 года — приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н

С 1 марта 2022 года утратил силу приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н Типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Вместо него стал действовать приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н.Примерное положение о СУОТ. Действие документа распространяется на всех, без исключения, работодателей, включая ИП и субъектов малого предпринимательства.

Как организовать управление охраной труда по новым ведомственным рекомендациям читайте в обзоре.

Что такое СУОТ?

Начнем с того, что система управления охраной труда должна действовать везде, где есть хотя бы один наемный работник. Это требование закреплено в ст. 214 ТК РФ (в ред. с 01.03.2022) как обязанность работодателя. Основная цель внедрения СУОТ на предприятии по приказу 776н — управление профессиональными рисками на рабочих местах, исключение или минимизации их последствий.

Основные элементы системы:

1. Оргструктура. Обязанности и ответственность в области охраны труда распределяют на всех уровнях управления — от руководителей до отдельных работников.

2. Документы. Сюда входят локальные нормативные акты, приказы, планы мероприятий, отчетная информация. Примерное положение о СУОТ, в основном, содержит рекомендации для работодателей, но в нем есть и требования об обязательных документах.

3. Мероприятия СУОТ и оценка ее эффективности. Приказ 776н, по сути, описывает системный подход к разработке и улучшению охраны труда на предприятии: «Оцениваем риски → Планируем управление ими → Исполняем мероприятия → Оцениваем результаты → Корректируем планы».

Положения СУОТ распространяются на всех работников, а также на всех лиц, находящихся на территории работодателя — в части правил нахождения и перемещения (п. 6, 7 Примерного положения).

Обязательные документы в СУОТ

Внедрение системы управления охраной труда начинают с разработки Положения о СУОТ — локального нормативного акта, в котором устанавливаются структура и порядок функционирования системы. Документ:

  • направлен на достижение результатов в соответствии с принятой у работодателя Политикой в области охраны труда (п. 4 Примерного положения);
  • распределяет полномочия и ответственность руководителей организации, структурных подразделений, работников (п. 12, 13);
  • содержит порядок информирования персонала и порядок взаимодействия (п. 14-16, 44-46);
  • устанавливает основные процессы охраны труда у работодателя (п. 47, 54);
  • определяет порядок контроля и оценки результативности СУОТ (п. 61, 62).
  • Приказ 776н не содержит указаний, что локальный нормативный акт о СУОТ должен называться обязательно «Положение о СУОТ» (п. 1 Примерного положения). Работодатель самостоятельно определяет вид документа — приказ, положение, регламент и т.п., а также устанавливает сроки его действия.
Читайте также:  Взыскание алиментов по исполнительному листу

При разработке Положения учитывают:

  • виды деятельности организации, государственные нормативные требования к ним;
  • численность персонала и оргструктуру;
  • принятые обязательства работодателя по межгосударственным, межнациональным и национальным стандартам в области охраны труда;
  • наличие на предприятии рабочих мест с вредными и опасными факторами (приложение 1 к Примерному положению), работ повышенной опасности (приложение 2) — результаты оценки профрисков и специальной оценки условий труда.

Организации, у которых до 1 марта 2022 года была внедрена СУОТ, не обязаны пересматривать свой внутренний документ. Учет требований приказа 776н, полностью или частично, — право работодателя (п. 77, 79).

Положение о допуске подрядных организаций

Работодатели разрабатывают и утверждают локальный нормативный акт, если они регулярно — не реже раза в год, заключают договоры подряда (п. 7). В Положении указывают:

  • порядок допуска подрядных организаций;
  • перечень документов, которые подрядчик представляет заказчику перед началом работ.

С 1 марта 2022 года действует Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников… на территории… другого работодателя — приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н.

Политика (стратегия) в области охраны труда

Все работодатели утверждают Политику (стратегию) организации в области охраны труда (п. 4, 9). Локальный акт содержит:

  • цели и мероприятия по защите жизни и здоровья работников;
  • публичную декларацию руководства о намерении соблюдать государственные нормативные требования в области охраны труда, положения стандартов безопасности труда;
  • обязательства работодателя по устранению или снижению уровня опасностей на рабочих местах (профрисков); улучшению функционирования СУОТ.

Политика — локальный нормативный акт в области охраны труда. Ее обязательно согласовывают с профсоюзом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Это требование закреплено в ст. 214 ТК РФ, п. 10 Примерного положения.

Цели в области охраны труда

Цели — конкретные результаты, которые планирует достичь работодатель для реализации Политики. Они должны быть измеримы. Например, «Обучить весь персонал по нормативным требованиям»— плохая цель, потому что ее невозможно оценить количественно. Пример хорошего планирования: «Обучить в 2022 году без отрыва от производства 2000 чел., с отрывом от производства — 300 чел.».

Минтруд в приказе 776н рекомендует:

  • планировать цели по результатам оценки профрисков;
  • учитывать мнение профсоюза и работников (п. 38);
  • при необходимости, ежегодно пересматривать цели по итогам оценки функционирования СУОТ (п. 39).

Минтруд рекомендует разрабатывать СУОТ при непосредственном участии работников и профсоюза, в том числе, путем создания комитетов по охране труда (п. 15). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда в ред. приказа Минтруда от 22.09.2021 № 650н действует с 1 марта 2022 года.

План мероприятий по охране труда

Мероприятия СУОТ планируют по результатам оценки профессиональных рисков (п. 17). Работодатель обязан систематически выявлять опасности на рабочих местах, проводить их регулярный анализ и оценку (ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения). Он может проводить процедуру самостоятельно или поручить ее экспертной организации.

Меры по снижению уровня профрисков включают в План мероприятий по охране труда, со сроками реализации по каждому мероприятию. При разработке документа учитывают:

  • государственные нормативные требования;
  • приложение 1 к Примерному положению о СУОТ;
  • примерный перечень ежегодных мероприятий по улучшению условий и охраны труда… в ред. приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 771н;
  • финансовые и производственные возможности;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт.

Итак, обязательные документы для функционирования СУОТ по приказу 776н:

  • Политика;
  • Положение о СУОТ;
  • Положение о порядке допуска подрядных организаций;
  • Цели;
  • План мероприятий по охране труда.

Минтруд также рекомендует документировать порядок информирования работников; порядок контроля и оценки результатов функционирования СУОТ, разработки и реализации корректирующих действий. Но эти правила можно включить в Положение о системе управления охраной труда на предприятии.

Базовые процессы СУОТ

Перечень процессов охраны труда приведен в п. 47 Примерного положения. Работодатель сам выбирает, какие из них есть на предприятии, с учетом видов деятельности, численности персонала, состава профессий и должностей.

Базовые процессы для всех организаций и ИП — оценка профессиональных рисков (ОПР) и специальная оценка условий труда (СОУТ). По их результатам определяют другие направления, например:

  • допуск работников к самостоятельной работе;
  • обеспечение персонала СИЗ;
  • выдачу молока, лечебно-профилактического питания;
  • обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и др.

Также обязательными процессами для всех работодателей будут реагирование на несчастные случаи, аварии, профзаболевания и расследование их причин. Напомним, что они распространяются и на дистанционных работников (ст. 312.7 ТК РФ).

Можно ли упростить СУОТ?

Примерное положение в ред. приказа 776н носит рекомендательный характер (п. 75), но ряд положений в нем обязательны для всех работодателей. При этом Минтруд закрепил в документе коллизию:

  • работодатели имеют право определить нужную им СУОТ (п. 77);
  • «допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда» (п. 78).

К государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 212 ТК РФ в ред. с 1 марта 2022 г.) относятся, в том числе, приказы Минтруда в части правил сохранения жизни и здоровья работников. А создание и обеспечение функционирования СУОТ — обязанность всех работодателей по ст. 214 и 217 ТК РФ.

В итоге

1. Все организации и ИП, где есть трудовые отношения, проводят ОПР и СОУТ. По их результатам они внедряют систему управления охраной труда, в том числе, утверждают обязательные документы:

  • Положение о СУОТ, с распределением ответственности и полномочий;
  • Политику и цели в области охраны труда;
  • План мероприятий по охране труда;
  • Положение о порядке допуска подрядных организаций, если в год заключается более одного договора подряда.
Читайте также:  Как получить субсидию на оплату услуг ЖКХ

ЭКСПЕРТИЗА СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭКСКЛЮЗИВНО!

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

Положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования (примерное)

В статью 209 Трудового кодекса РФ внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 No 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены поправки в статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации».

Система управления охраной труда ( далее СУОТ)–комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования устанавливает:

  • общие требования к разработке, внедрению, функционированию системы управления охраной труда у работодателя;
  • единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;
  • основные направления работы по охране труда у работодателя;
  • распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда.

Как и все другие положения о системе управления охраной труда, положение о СУОТ в образовательной организации имеет классическую структуру, определенную Типовым положением о СУОТ, утвержденную Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438 «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».

Исходя из задач и того, что является объектом системы управления охраной труда, — а это деятельность службы, обеспечивающей безопасные условия для сотрудников, функции СУОТ следующие:

  • анализировать и учитывать текущее состояние условий на рабочих местах, возможные факторы травматизма или профзаболеваний;
  • расследовать произошедшие несчастные случаи, выявленные профзаболевания;
  • планировать, организовывать, координировать и контролировать мероприятия по ОТ;
  • заниматься вопросами финансирования и стимулирования таких работ;
  • разрабатывать, внедрять и актуализировать нормативные акты и документы, действующие в организации в этой сфере;
  • организовывать обучение и проверку знаний по ОТ.

Запланируйте улучшения СУОТ

Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.

Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».

Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).

По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.

СУОТ является обязательным элементом любой организации, независимо от ее формы или профессиональной направленности.

Однако не все компании обладают большим штатом или занимаются специфичной, в чем-то опасной деятельностью. Таким учреждениям позволяется формировать упрощенную систему охраны труда, чтобы не тратить время и силы на проработку ненужных аспектов. Но есть проблема – законодательно не определено, какие положения можно упростить в угоду малых предприятий.

Единственное нормативное указание содержится в п. 78 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 №776н: допускается упрощение структуры СУОТ

  • у отдельных работодателей
  • при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда.

Отдельно обратим внимание на службу охраны труда. И в первую очередь напомним, что работодатель обязан создать такую службу или ввести должность специалиста по охране труда, если численность работников организации превышает 50 человек. Если же численность 50 человек или меньше, создать службу также можно — с учетом специфики производственной деятельности.

Структуру службы охраны труда в организации и численность ее работников определяет работодатель с учетом Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (далее — Рекомендации), и Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *