Инструкция по расчету доходов и расходов по ГОЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по расчету доходов и расходов по ГОЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время существуют и применяются более 60 НПА. Среди них ТОН и межотраслевые правила бесплатной выдачи сертифицированных СИЗ, которые в разное время были разработаны Ассоциацией «СИЗ», отраслевыми профсоюзами и другими структурами. Правовые акты были утверждены приказами Минтруда России, часть из которых прошла регистрацию в Минюсте России. Требования этих НПА подлежат обязательному исполнению. В них содержится более 2870 позиций и более 350 видов СИЗ. Из них более 90 позиций не отражены в ТР ТС 019/2011.
Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года
Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:
- первичными,
- повторными,
- внеплановыми.
По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.
В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.
Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.
- Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
- на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
- изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
- инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
- произошла авария или несчастный случай на производстве;
- у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
- по решению работодателя.
Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.
Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.
Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:
- Разработайте программу вводного инструктажа.
- Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
- Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
- Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.
Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.
Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.
Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.
- В 2023 году страхователи будут перечислять взносы за работников и исполнителей по единому тарифу: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после её достижения. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается в размере 1 917 000 рублей.
- Работодатели из категории субъектов МСП продолжат платить страховые взносы на прежних условиях: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ. Минимальная зарплата на 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 рубля.
- Остальные категории страхователей с льготными тарифами перечислены в статье 427 НК РФ.
- Взносы по единому тарифу надо перечислить не позже 28-го числа следующего календарного месяца. Перед этим, не позже 25-го числа, необходимо направить уведомление об исчисленных суммах.
- Фиксированные взносы в 2023 году для ИП за себя, а также за глав и участников КФХ составляют 45 842 рублей.
- Изменится отчётность по взносам: формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС отменяются, вместо них будут сдавать новый отчёт ЕФС-1. Отчёт СЗВ-М будет заменён Персонифицированными сведениями по физлицам.
Новые нормативные документы для НОР и расчета пожарного риска в 2021 году
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»
-
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68
«Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 69
«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 66
«О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Исламской Республике Мавритании»
Блог экспертов онлайн-школы ГиД по ГОЗ
Основные экономические показатели (ОЭП) — плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22). В число таких нормативов предприятия входят:
- ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
- ДЗП – норматив дополнительной заработной платы (форма №10)
- норматив страховых взносов
- ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов (форма №8)
- ОПР – норматив общепроизводственных расходов (форма №11)
- ОХР – норматив общехозяйственных расходов (форма №12)
- АУР – норматив административно-управленческих расходов (форма №12)
- НР – норматив накладных расходов
- норматив коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма №13)
- порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, и других расходов
- норматив рентабельности (прибыли)
- ФЗ – Федеральный закон
- ГОЗ – Государственный Оборонный Заказ
- РКМ – расчетно-калькуляционные материалы
- ПКИ – покупные комплектующие изделия
- ППФ – покупные полуфабрикаты
- ПФСП – полуфабрикаты собственного производства
- ОЭП – основные экономические показатели
- ОЭН – основные экономические нормативы
- БЭН – базовые экономические нормативы
- ФОТ – фонд оплаты труда
- ОЗП – основная заработная плата
- ДЗП – дополнительная заработная плата
- АУП – административно-управленческий персонал
- АУР – административно-управленческие расходы
- НР – накладные расходы
- ОПР – общепроизводственные расходы
- ОХР – общехозяйственные расходы
- ССР – себестоимость собственных работ
- ТЗР – транспортно-заготовительные расходы
Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 9 декабря 2020 года Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодомп. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодомалог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплатып. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431 Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодомавансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодомп. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодомп. 1 ст. 363 налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Как вести бухучет общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Обычно вычисляют годовую амортизацию, хотя и начисляют ее ежемесячно: нужно определить сумму расходов, потраченных на восстановление всех основных средств производства и управленческого аппарата. Для ее вычисления правомерно применение следующей формулы:
∑А = (∑ПС х NА ) / 100
где:
- ∑А – сумма амортизации;
- ∑ПС – первоначальная стоимость активов;
- NА – норма по амортизации.
Некоторые компании для распределения ОП расходов на себестоимость готовой продукции используют специальный коэффициент, который исчисляется по формуле:
Копр = ОПРмес / Бопр,
где:
- Копр — коэффициент трат, отнесенных к ОПР;
- ОПРмес — расходы за отчетный месяц;
- Бопр — общая база распределения общепроизводственных расходов.
Этот показатель помогает узнать сумму ОПР (сколько рублей), которая приходится на 1 рубль базы распределения.
Распределять общепроизводственные расходы можно по объемам произведенной продукции в разрезе видов продукции, по размерам начисленной заработной платы основного персонала, по каждому виду ГП либо по стоимости МПЗ, направленных на ОП.
Например, за март 2020 г. ОПР составили 150 000 рублей. В учетной политике компании указано, что ОПР распределяются пропорционально прямой начисленной заработной плате основного персонала в разрезе видов готовой продукции.
Начисленная зарплата за март:
- продукт № 1 — 500 000 рублей;
- продукт № 2 — 750 000 рублей;
- продукт № 3 — 250 000 рублей.
Итого 1 500 000 руб.
Вычисляем коэффициент:
Копр = 150 000 / 1 500 000 = 0,1.
Распределяем общепроизводственные расходы по произведенным продуктам:
- продукт № 1 = 500 000 × 0,1 = 50 000 руб.;
- продукт № 2 = 750 000 × 0,1 = 75 000 руб.;
- продукт № 3 = 250 000 × 0,1 = 25 000 руб.
Суммы отражаются проводками в учете:
Операция
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списаны ОПЗ в счет основного производства
20
25
150 000
В том числе по видам готовой продукции:
Продукт № 1
50 000
Продукт № 2
75 000
Продукт № 3
25 000
В общехозяйственным издержкам относят траты на управление, которые нельзя напрямую отнести к производственному циклу или процессу. Такие траты аккумулируют на счете 26 бухгалтерского учета. Это активный счет. То есть траты отражаются по дебету счета, а по кредиту записывается корреспондирующий счет.
В отличие от ОПР, общехозяйственные затраты не делятся по структурным подразделениям компании. Так как в большинстве случаев аппарат управления на предприятии один, его незачем скрывать. Но предусмотреть детализацию вполне возможно.
Гособоронзаказ. Обучение по 275-ФЗ. Москва. 01-02 апреля 2021 года
Счет №26 предназначен для сбора информации об управленческих расходах компании. Его характеристика: активный, синтетический, собирательно-распределительный. Закрывается ежемесячно на счета 20, 46,23, 29, 90, 97, в зависимости от того, какие методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов приняты внутренними нормативными документами предприятия. Аналитический учет может вестись в разрезе подразделений (отделов) или видов выпускаемой продукции (производимых работ, оказываемых услуг). Типовые операции по счету:
- Дт 26 Кт 41, 21, 10 — на ОХР списана стоимость материалов, товаров и полуфабрикатов.
- Дт 26 Кт 69, 70 – отражено начисление заработной платы административно-хозяйственного персонала.
- Дт 26 Кт 60, 76, 71 – на общехозяйственные расходы отнесены услуги сторонних организаций, оплаченные поставщикам или через подотчетных лиц.
- Дт 26 Кт 02, 05 – начислена амортизация непроизводственных объектов нематериальных активов и основных средств.
Прямые затраты денежных средств (50, 52,51) как правило не учитываются в составе ОХР. Исключением может являться начисление процентов по кредитам и займам, при этом данный метод начисления должен быть прописан в учетной политике предприятия.
Некоторые компании для распределения ОП расходов на себестоимость готовой продукции используют специальный коэффициент, который исчисляется по формуле:
Копр = ОПРмес / Бопр,
где:
- Копр — коэффициент трат, отнесенных к ОПР;
- ОПРмес — расходы за отчетный месяц;
- Бопр — общая база распределения общепроизводственных расходов.
Этот показатель помогает узнать сумму ОПР (сколько рублей), которая приходится на 1 рубль базы распределения.
Все общехозяйственные расходы собираются в денежном выражении как дебетовый оборот счета 26. При закрытии периода они списываются на основное, обслуживающее или вспомогательное производство, могут включаться в стоимость товара, подлежащего реализации, относиться на расходы будущих периодов либо частично направляться на убыток предприятия. В бухгалтерском учете этот процесс отражается записями:
- Дт 20, 29, 23 Кт 26 – ОХР включены в себестоимость продукции основного, обслуживающего и вспомогательного производств.
- Дт 44, 90/2 Кт 26 – общехозяйственные расходы списаны в торговых предприятиях, на финансовый результат.
Общехозяйственные, они же управленческие, — это затраты, которые, в противоположность ОПР, не связаны с производством, но необходимы для обеспечения деятельности любой организации в целом:
- административно-управленческие (например, стоимость услуг связи и комиссия банков);
- зарплата с отчислениями управленческого и общехозяйственного персонала (руководителя организации, бухгалтерской и юридической служб);
- амортизация ОС здания офиса или автомобиля, используемого для поездок управленческого персонала;
- стоимость аудиторских, юридических и консультационных услуг, др.
Если организация не торговая, для учета применяется сч. 26 и подлежат списанию в конце месяца одним из способов (закрепляется в учетной политике):
- в дебет сч. 90. В отчете о финансовых результатах в данном варианте расходы отражаются по стр. 2220. Такой способ списания характерен для сферы услуг;
- в дебет сч. 20. В отчете о прибылях и убытках в данном варианте расходы отражаются по стр. 2120.
Если организация занимается торговлей, то она может применять сч. 44 и в конце месяца списывать в дебет счета 90. А в отчете о финансовых результатах отразить их можно по выбору: или по строке 2210, или по строке 2220.
Затраты на общепроизводственные нужды включаются в себестоимость производимого компанией предмета торговли (работ, услуг). Их учет ведется в каждом отделе предприятия. В их состав входят:
- износ (амортизация) ОС, используемых для изготовления товара;
- износ (амортизация) прочих НМА, используемых в производственном управлении;
- оплата электроэнергии и топлива, необходимые для использования производственного оснащения;
- приобретение запчастей, инвентаря и материалов, необходимых для наладки и обслуживания оборудования (исключение – модернизация, усовершенствование);
- приобретение МБП (малоценных быстроизнашивающихся предметов), которые необходимы для ведения хозяйственной деятельности на предприятии при любых потребностях;
- предмет торговли с браком;
- оплата труда наемным сотрудникам, занятым в сфере управления и выпуска готовой продукции;
- непредвиденная оплата труда наемным сотрудникам, выполняющим работу по выпуску продукции.
Вышеперечисленные направления – это косвенные общепроизводственные расходы, формула исчисления себестоимости продукции с их применением будет представлена дальше.
Нормы НР и СП к ТСН-2001 на 2021 год
Некоторые компании для распределения ОП расходов на себестоимость готовой продукции используют специальный коэффициент, который исчисляется по формуле:
Копр = ОПРмес / Бопр,
где:
- Копр — коэффициент трат, отнесенных к ОПР;
- ОПРмес — расходы за отчетный месяц;
- Бопр — общая база распределения общепроизводственных расходов.
Этот показатель помогает узнать сумму ОПР (сколько рублей), которая приходится на 1 рубль базы распределения.
Распределять общепроизводственные расходы можно по объемам произведенной продукции в разрезе видов продукции, по размерам начисленной заработной платы основного персонала, по каждому виду ГП либо по стоимости МПЗ, направленных на ОП.
Например, за март 2020 г. ОПР составили 150 000 рублей. В учетной политике компании указано, что ОПР распределяются пропорционально прямой начисленной заработной плате основного персонала в разрезе видов готовой продукции.
Начисленная зарплата за март:
- продукт № 1 — 500 000 рублей;
- продукт № 2 — 750 000 рублей;
- продукт № 3 — 250 000 рублей.
Итого 1 500 000 руб.
Вычисляем коэффициент:
Копр = 150 000 / 1 500 000 = 0,1.
Распределяем общепроизводственные расходы по произведенным продуктам:
- продукт № 1 = 500 000 × 0,1 = 50 000 руб.;
- продукт № 2 = 750 000 × 0,1 = 75 000 руб.;
- продукт № 3 = 250 000 × 0,1 = 25 000 руб.
Суммы отражаются проводками в учете:
Операция
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списаны ОПЗ в счет основного производства
20
25
150 000
В том числе по видам готовой продукции:
Продукт № 1
50 000
Продукт № 2
75 000
Продукт № 3
25 000
В программе 1С:Бухгалтерия 3.0 изменен в механизм распределения косвенных затрат. Согласно п. 24, 25 ФСБУ 5/2019, с 2021 года косвенными признаются те затраты, которые невозможно прямо отнести на выпуск конкретной продукции, выполнение работы или оказание услуги.
Напомним, что в конфигурации 1С:Бухгалтерия 3.0 то, какие расходы организация относят к прямым, перечисляют в специальном регистре. Открыть его можно через меню Главное ─ Настройки ─ Налоги и отчеты ─ Налог на прибыль, ссылка Перечень прямых расходов.
С 2021 года все расходы, относимые на счет 26 «Общехозяйственные расходы», списываются на счет 90.08 «Управленческие расходы». Если организация относила на счет 26 какие-либо затраты, связанные с производством, их нужно перенести на счета 25, 23 или 20.
Решение по делу 7-00-121/00-29-16 АО УЗМ «Магнетрон»
Общепроизводственные расходы относятся к так называемым косвенным затратам, то есть тем, что относят на объект калькулирования себестоимости путем распределения в соответствии с принятыми на предприятии методикой и базой распределения.
В управленческих целях важно регулярно (ежемесячно) отслеживать удельный вес общепроизводственных расходов в структуре себестоимости продукции и определять факторы, их увеличивающие. Общепроизводственные расходы отражают в специальных ведомостях. Это позволяет анализировать виды затрат, сравнивать фактические затраты с плановыми, с уровнем прошлого года.
Обратите внимание!
Методы распределения ОПР предусматривают распределение общепроизводственных расходов сначала по производственным и непроизводственным (вспомогательным и обслуживающим) подразделениям, а затем по видам продукции.
Этапы учетно-управленческой работы с общепроизводственными расходами:
Сбор, накопление информации о затратах по структурным подразделениям — местам возникновения затрат
v
Анализ накопленных затрат, то есть анализ по статьям расходов до распределения
v
Непосредственно распределение — отнесение понесенных затрат на конкретный объект затрат:
- распределение затрат на производственные и непроизводственные (обслуживающие) подразделения по выбранному фактору распределения;
- расходы обслуживающих цехов и участков распределяются по производственным цехам с учетом объема услуг (продукции), потребляемых основными цехами;
- совокупные общепроизводственные расходы основных производственных цехов распределяются по видам продукции, по заказам, изготавливаемым в данном цеху
v
Анализ уровня затрат, повлиявших факторов на уровень ОПР каждого цеха после распределения, сравнение с нормативами, бюджетами, аналогичными периодами прошлого года, анализ себестоимости продукции по структуре — по цехам, элементам затрат
v
Выявление резервов снижения себестоимости по каждой группе — подразделению, продукции
v
Доклад руководству, оценка ранее проведенных мероприятий по оптимизации расходов
3 метода распределения затрат непроизводственных (вспомогательных) цехов и участков между производственными:
- Метод прямого распределения.
- Метод последовательного распределения.
- Метод взаимного распределения.
Метод прямого распределения применяется, если непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуг. Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные участки напрямую. Затраты распределяются пропорционально выбранной базе распределения.
Метод последовательного распределения используется, если непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Общий принцип распределения затрат заключается в следующем:
- определяются затраты по каждому непроизводственному подразделению;
- выбирается база распределения (например, для котельной — потребление тепла в Гкал);
- затраты непроизводственных подразделений распределяются между производственными подразделениями:
- затраты непроизводственного подразделения, оказывающего услуги другим непроизводственным подразделениям в одностороннем порядке, распределяются между ними пропорционально выбранной базе распределения и после этого они в дальнейшем процессе распределения не учитываются;
- оставшиеся затраты непроизводственных подразделений распределяются между основными производственными подразделениями, при этом производственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, пропорционально приписывается большая часть затрат этого подразделения.
Метод взаимного распределения используется, если между непроизводственными подразделениями существуют двухсторонние взаимные связи. Распределение затрат осуществляется поэтапно:
- выбирается база распределения (например, материалозатраты);
- рассчитываются соотношения между сегментами, участвующими в распределении затрат;
- рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг;
- скорректированные затраты распределяются между центрами ответственности
Общепроизводственные расходы всегда распределяются исходя из выбранной базы распределения.
Обратите внимание!
База распределения общепроизводственных расходов — показатель, который наиболее точно увязывает общепроизводственные расходы с объемом готовой продукции.
В качестве базы распределения часто используются такие показатели: отработанные человеко-часы, часовые тарифные ставки, сумма начисленной заработной платы основных производственных рабочих, количество машино-часов, продолжительность выполнения процесса, площадь помещения, потребление тепла и т. п.
Если заработная плата производственных рабочих занимает значительный удельный вес в производственных затратах, ее целесообразно использовать в качестве базы распределения.
Обратите внимание!
При выборе базы распределения следует учитывать экономический смысл фактора, руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции, учитывать особенности производственной деятельности. База распределения ОПР ��� элемент учетной политики компании, она сохраняется неизменной дли��ельное время, поэтому важно обоснованно подойти к ее выбору.
Напомним, что общепроизводственные расходы – это расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации.
Учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Общепроизводственные затраты собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. По сути, учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов в части отражения по дебету счетов 25 и 26 «Общехозяйственные расходы» аналогичен. Различие лишь в самом составе затрат, которые можно отнести в состав общепроизводственных или общехозяйственных издержек организации.
Наиболее типичный пример общепроизводственных затрат – расходы цеха, в котором производится несколько видов продукции.
Приведем по общепроизводственным расходам проводки, которые наиболее типичны:
Операция Дебет счета Кредит счета Начислена амортизация общепроизводственного оборудования 25 02 «Амортизация основных средств» Списаны материалы на общепроизводственные цели 25 10 «Материалы» Начислена заработная плата работникам общепроизводственного характера 25 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Начислены страховые взносы на заработную плату работников общепроизводственного характера. 25 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Отражены расходы по страхованию общепроизводственного имущества 25 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Предъявлены сторонние услуги общепроизводственного характера 25 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Производство продукции предусматривает прямые траты (на сырье, оборудование, оплату наемного труда и т.п.), а также косвенные расходы. Помимо затрат непосредственно на изготовление продукции, средства нужно потратить на саму организацию этого процесса, им нужно непрерывно управлять, регулировать его, причем на всех производственных уровнях (руководство бригадой, цехом, отделением, участком, линией и т.п.).
Средства, затрачиваемые на организацию процесса производства и управление им во всех структурных подразделениях организации, считают общепроизводственными расходами. Ранее этот вид трат носил наименование «цеховые расходы».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Национальная система бухучета в современной ситуации постепенно приводится к международным рыночным стандартам. С этим связан и пересмотр механизмов формирования ОПР в отечественном бухгалтерском учете. В данной статье мы рассматриваем только актуальные на сегодня положения.
Как вести бухучет общепроизводственных расходов
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы: Их состав, нормы и порядок исчисления.
ОХР и ОПР – сумма ср-в, предназн для возмещ. затрат подрядным орг-ям, строит. деят-ти, связ. с созд. общих усл. стр. пр-ва, его организ., упр., обслуж. в нормируемых % от величин з/пл рабочих и з/пл машинистов.
ОХР и ОПР=NОХР и ОПР*(ЗР+ЗМ)
NОХР и ОПР зависит от вида работ и района стр-ва. NОХР и ОПР делятся на укрупненные и индивидуальные.
Укрупн. нормы разраб. РНТЦ или проект. организациями, утв. МАиС РБ. Разар. на основе мониторинга и анализа данных подрядных орг. о факт. затратах относ. к ОХР и ОПР на работы выполн. собств. силами в баз. году.
Индив. нормы разраб. подрядными или проект. орг., когда усл. произ-ва работ на конкр. объекте отлич. от принятых укрупн. норм.
При сост. СД примен. укрупн. нормы.
Плановая прибыль. Состав, нормы и порядок исчисления.
ПП — прибыль от выполн. СМР, нормир. в % от суммы з/пл рабочих и з/пл машинистов, начисл. исходя из ст-ти 1чел-часа в среднем по РБ или по г.Минску.
ПП=NПП*(ЗР*ЗМ); NПП- зависит от вида работ и района строительства. Структура ПП:1. Налог на прибыль,2. Налог на недвижимость, 3.Пополн. собств. оборот. ср-в., 4. ср-ва потребления, 5. ср-ва накопления.
NПП подразд. на укрупн. и индивид.
При сост. СД величина ПП опред. по укрупн. нормам, а при расчетах за выполн. работы (акт приемки-сдачи выполн. работ) могут примен. как укрупн., так и индивид. нормы.
Укрупн. нормы разраб. РНТЦ, утверж. МАиС, ежегодно в связи с принятием новых норм.–прав. актов.
Индив. нормы разраб. подрядными организациями в обязат. порядке согласов. с заказчиком.
Нормы ОХР и ОПР и ПП с 01.01.201333 г, пост. МАиС РБ от 27.12.2012 №40.
№ Наим. работ Нормы в % от Зр+Зм по республике ОХР и ОПР ПП 1. Строит. работы,за искл. работ, пред. п.2-4,для 1.1 Город.стр-ва 67,56 72,07 1.2 Стр-ва в сельск. мест. 80,84 72,95 2. Монтаж сборных ЖБК при стр. каркасных зданий и объектов крупнопан. домостр. 2.1 Город.стр-ва 109,73 124,43 2.2 Стр-ва в сельск. мест. 126,24 125,75 3. Монтаж. мет. констр. каркасных зданий 73,37 72,16 4. Монтажные и спец. работы 4.1 Монтаж мет. конст. 58,76 69,52 4.3 Теплоиз. работы 70,55 51,57 Ведомость распределения общепроизводственных расходов.
Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.
Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.
Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.
Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:
• предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);
• освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).
С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»Положения статьи 5 Закона ОХО приведены в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
А именно, закреплено, что учредители (участники) хозяйственного общества, признанного экономически несостоятельным (банкротом), или иные лица, в том числе лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества либо возглавляющие коллегиальный исполнительный орган этого общества, имеющие право давать обязательные для этого общества указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества хозяйственного общества только в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) хозяйственного общества была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами.
Хозяйственное общество теперь может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.
Ограничение, которое ранее содержалось в части шестой статьи 13 Закона ОХО, исключено.
В статье 14 Закона ОХО появилась новая норма в сфере информационных технологий. Так, в устав хозяйственного общества могут быть включены положения, предусматривающие случаи и порядок использования электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программно-аппаратных средств и технологий (далее – системы дистанционного обслуживания) при организации созыва и проведении общего собрания его участников. Решения о внесении изменений в устав хозяйственного общества, предусматривающие случаи и порядок использования систем дистанционного обслуживания при организации созыва и проведении общего собрания его участников, принимаются всеми участниками этого общества единогласно.
Таким образом, могу предположить, что такие положения будут иметь большую юридическую силу над общим порядком созыва и проведения собрания (принятия письменного решения, письменного извещения участников, открытого голосования или с использованием бюллетеней и так далее). Можно будет абсолютно творчески подойти к этому вопросу и внести в устав уникальные условия по созыву и проведению собрания участников через использование информационных технологий.
Сразу только оговорюсь, на мой взгляд, фраза «организация созыва и проведение собрания» не включает в себя этап оформления протокола. Поэтому, думаю, его все равно нужно будет оформлять в письменном виде и отправлять всем участникам (если подписывают) или председателю общего собрания почтой для подписания.
Статьей 16 Закона ОХО четко и подробно определены условия, которые в обязательном порядке должен содержать договор о слиянии.
Договор о слиянии должен содержать:
наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, а также наименование, место нахождения хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;
размер и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;
порядок образования органов хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;
порядок, сроки созыва и проведения совместного общего собрания участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами;
порядок голосования на совместном общем собрании участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, а также порядок определения количества голосов лиц, принимающих участие в таком собрании;
сроки проведения реорганизации в форме слияния.
Договор о слиянии может содержать и иные условия.
Отмечу, что порядок голосования на совместном собрании ранее можно было определять не только в договоре слияния, но и на самом собрании, а теперь только договором.
Статьей 17 Закона ОХО четко и подробно определены условия, которые в обязательном порядке должен содержать договор о присоединении.
Структура общехозяйственных и общепроизводственных расходов
25. В составе сметной документации разрабатываются следующие сметные расчеты:
а) сводка затрат (при необходимости);
б) сводный сметный расчет стоимости строительства;
в) объектные сметные расчеты (сметы);
г) локальные сметные расчеты (сметы);
д) сметные расчеты на отдельные виды затрат.
26. Сметные расчеты разрабатываются по рекомендуемым образцам, приведенным в Приложениях N 2 — 7 к Методике.
27. К сметной документации прилагаются и являются ее неотъемлемыми частями:
а) пояснительная записка;
б) ведомости объемов работ;
в) обосновывающие документы.
28. Выполнение расчетов и оформление сметной документации производится согласно документам в области стандартизации, устанавливающим основные требования к проектной документации, разрабатываемым в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 27, ст. 4229, а также с учетом требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 783/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2017 г., регистрационный N 47947).
29. Каждому сметному расчету присваивается шифр, содержащий буквенное обозначение и номер.
Буквенное обозначение отражает вид сметного расчета (сметы):
а) СР — сметный расчет на отдельные виды затрат;
б) ЛСР (ЛС) — локальный сметный расчет (смета);
в) ОСР (ОС) — объектный сметный расчет (смета);
г) ССРСС — сводный сметный расчет стоимости строительства.
Сквозная нумерация сметных расчетов на отдельные виды затрат производится целыми числами в порядке их включения в сметную документацию. Например, СР-1.
30. Номер локального сметного расчета (сметы) содержит три группы цифр: первые две группы цифр соответствуют номеру объектного сметного расчета (сметы), третья группа цифр — порядковому номеру локального сметного расчета (сметы) в объектном сметном расчете (смете). Например, ЛС-02-01-01.
31. Номер объектного сметного расчета (сметы) содержит две группы цифр: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры — порядковому номеру строки в главе сводного сметного расчета стоимости строительства. Например, ОС-02-01.
32. Сводный сметный расчет стоимости строительства содержит буквенное обозначение — ССРСС. В случае, когда подготовка проектной документации по инициативе заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, сводному сметному расчету стоимости строительства присваивается также номер этапа строительства.
33. Сводке затрат не присваиваются буквенное обозначение и порядковый номер.
34. Нумерация локальных и объектных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат может быть дополнена группой цифр, соответствующих номеру этапа строительства.
35. Сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.
43. Рекомендуемые образцы локальных сметных расчетов (смет) приведены для базисно-индексного метода в Приложении N 2 к Методике, для ресурсно-индексного метода — в Приложении N 3 к Методике, для ресурсного метода — в Приложении N 4 к Методике.
44. Сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем.
Для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН.
При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 — 92, 112 — 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.
Сметные цены в базисном уровне цен на высокотехнологичные и уникальные строительные машины, изготавливаемые по индивидуальным проектам (по единичным заказам, в том числе в единственном экземпляре), находящиеся, как правило, в собственности юридических лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, не применяемые (или применяемые в рамках индивидуального проектирования) на территории Российской Федерации, включенные во ФСЭМ без сметных расценок и отмеченные в графах 4 и 5 знаком «- *» (далее — несерийные строительные машины), определяются в соответствии с пунктом 83 Методики.
45. Сметная стоимость в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной стоимости, определенной в базисном уровне цен, и соответствующих индексов изменения сметной стоимости, разрабатываемых в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-комм��нального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), в том числе:
а) индексы к СМР применяются к итоговым стоимостным показателям СМР по ЛСР (ЛС);
б) индексы к элементам прямых затрат применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по ЛСР (ЛС): сметной стоимости оплаты труда, сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, сметной стоимости материалов, изделий и конструкций;
в) индексы по видам (комплексам) работ применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по ЛСР (ЛС), например, к сметной стоимости пусконаладочных работ;
г) индексы к расценкам применяются к итоговым стоимостным показателям прямых затрат по каждой расценке, включенной в ЛСР (ЛС);
д) индексы к элементам прямых затрат расценок применяются к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат по каждой расценке, включенной в ЛСР (ЛС);
е) индексы на перевозку применяются к сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, в соответствии с типом автотранспортных средств в целом по ЛСР (ЛС) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ;
ж) индексы к оборудованию применяются к итоговым стоимостным показателям оборудования в целом по ЛСР (ЛС) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ.
46. Сметная стоимость, определенная с применением ресурсного и ресурсно-индексного методов, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в текущем уровне цен.
47. В локальных сметных расчетах (сметах), разрабатываемых ресурсным и ресурсно-индексным методами, по каждой позиции выделяют следующие показатели строительных ресурсов:
а) затраты труда рабочих с указанием среднего разряда работы или квалификационного состава рабочих, звена пусконаладочного персонала, чел.-ч;
б) затраты труда машинистов, чел.-ч;
в) потребность в машинах и механизмах, маш.-ч;
г) потребность в материальных ресурсах в натуральных единицах измерения (м, м3, м2, т, кг и других натуральных единицах измерения);
д) потребность в оборудовании в натуральных единицах измерения (шт, компл, т и других натуральных единицах измерения).
Льготы по страховым взносам для субъектов МСП
Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):
- организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
- организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».
Методы распределения ОПР
Общепроизводственные расходы относятся к так называемым косвенным затратам, то есть тем, что относят на объект калькулирования себестоимости путем распределения в соответствии с принятыми на предприятии методикой и базой распределения.
В управленческих целях важно регулярно (ежемесячно) отслеживать удельный вес общепроизводственных расходов в структуре себестоимости продукции и определять факторы, их увеличивающие. Общепроизводственные расходы отражают в специальных ведомостях. Это позволяет анализировать виды затрат, сравнивать фактические затраты с плановыми, с уровнем прошлого года.
Обратите внимание!
Методы распределения ОПР предусматривают распределение общепроизводственных расходов сначала по производственным и непроизводственным (вспомогательным и обслуживающим) подразделениям, а затем по видам продукции.
Этапы учетно-управленческой работы с общепроизводственными расходами:
Сбор, накопление информации о затратах по структурным подразделениям — местам возникновения затрат
↓
Анализ накопленных затрат, то есть анализ по статьям расходов до распределения
↓
Непосредственно распределение — отнесение понесенных затрат на конкретный объект затрат:
- распределение затрат на производственные и непроизводственные (обслуживающие) подразделения по выбранному фактору распределения;
- расходы обслуживающих цехов и участков распределяются по производственным цехам с учетом объема услуг (продукции), потребляемых основными цехами;
- совокупные общепроизводственные расходы основных производственных цехов распределяются по видам продукции, по заказам, изготавливаемым в данном цеху
↓
Анализ уровня затрат, повлиявших факторов на уровень ОПР каждого цеха после распределения, сравнение с нормативами, бюджетами, аналогичными периодами прошлого года, анализ себестоимости продукции по структуре — по цехам, элементам затрат
↓
Выявление резервов снижения себестоимости по каждой группе — подразделению, продукции
↓
Доклад руководству, оценка ранее проведенных мероприятий по оптимизации расходов
3 метода распределения затрат непроизводственных (вспомогательных) цехов и участков между производственными:
1. Метод прямого распределения.
2. Метод последовательного распределения.
3. Метод взаимного распределения.
Метод прямого распределения применяется, если непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуг. Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные участки напрямую. Затраты распределяются пропорционально выбранной базе распределения.
Метод последовательного распределения используется, если непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Общий принцип распределения затрат заключается в следующем:
1) определяются затраты по каждому непроизводственному подразделению;
2) выбирается база распределения (например, для котельной — потребление тепла в Гкал);
3) затраты непроизводственных подразделений распределяются между производственными подразделениями:
- затраты непроизводственного подразделения, оказывающего услуги другим непроизводственным подразделениям в одностороннем порядке, распределяются между ними пропорционально выбранной базе распределения и после этого они в дальнейшем процессе распределения не учитываются;
- оставшиеся затраты непроизводственных подразделений распределяются между основными производственными подразделениями, при этом производственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, пропорционально приписывается большая часть затрат этого подразделения.
Метод взаимного распределения используется, если между непроизводственными подразделениями существуют двухсторонние взаимные связи. Распределение затрат осуществляется поэтапно:
1) выбирается база распределения (например, материалозатраты);
2) рассчитываются соотношения между сегментами, участвующими в распределении затрат;
3) рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг;
4) скорректированные затраты распределяются между центрами ответственности
Общепроизводственные расходы всегда распределяются исходя из выбранной базы распределения.
Обратите внимание!
База распределения общепроизводственных расходов — показатель, который наиболее точно увязывает общепроизводственные расходы с объемом готовой продукции.
В качестве базы распределения часто используются такие показатели: отработанные человеко-часы, часовые тарифные ставки, сумма начисленной заработной платы основных производственных рабочих, количество машино-часов, продолжительность выполнения процесса, площадь помещения, потребление тепла и т. п.
Если заработная плата производственных рабочих занимает значительный удельный вес в производственных затратах, ее целесообразно использовать в качестве базы распределения.
Обратите внимание!
При выборе базы распределения следует учитывать экономический смысл фактора, руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции, учитывать особенности производственной деятельности. База распределения ОПР — элемент учетной политики компании, она сохраняется неизменной длительное время, поэтому важно обоснованно подойти к ее выбору.
На практике при распределении ОПР часто возникают следующие проблемы:
- утрачивается связь определенных затрат с конкретной продукцией, заказом;
- отдельные затраты не визуализируются в структуре себестоимости;
- широко применяются «котловые методы».
И эти проблемы часто не решают, а маскируют. Первый способ маскировки — выделение из состава общепроизводственных расходов отдельных затрат, которые можно «превратить» в прямые. Но отдельные прямые затраты все также распределяются на продукцию или заказы пропорционально показателям, что по сути то же самое распределение.
Второй способ «нерешения» — локализация затрат. Затраты могут стать прямыми для места их возникновения, например уборка сортировочно-упаковочного цеха стала прямыми цеховыми затратами, если уборщиков производственных помещений перевели из службы уборки в штат цеха. В этом случае зарплата уборщиков — это прямые (собственные) затраты для сортировочно-упаковочного цеха, но косвенные для продукции, выпущенной цехом.
Большинство предприятий, особенно с массовым характером производства, продолжают рассчитывать себестоимость продукции и в частности общепроизводственные расходы котловым методом: собрали затраты по каждому цеху, а потом распределили на весь объем изготовленной продукции. В итоге имеют показатель, который не позволяет понять и оценить, как работал тот или иной цех, какие затраты вошли в себестоимость конкретного заказа или продукции, кто и за какую часть ОПР несет ответственность.
Общепроизводственные расходы нужно распределять, даже если производится один вид продукции
Наше предприятие производит только один вид продукции. Нужно ли нам распределять общепроизводственные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Если да, то что учитывать при таком распределении?
Напомним, что к себестоимости изготовленных и реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) относятся расходы, прямо связанные с производством таких товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в частности и общепроизводственные расходы, в соответствии с П(С)БУ (п. 138.8 НКУ). Поэтому для налогового учета правила распределения общепроизводственных расходов будут такие же, как и для бухучета.
А теперь вспомним, что и в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы (п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы»).
А вот себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (работ, услуг), которая была реализована в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных расходов (п. 11 П(С)БУ 16).
Общепроизводственные расходы делятся на постоянные и переменные (п. 16 П(С)БУ 16).
К переменным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством (цехов, участков), которые изменяются прямо (или почти прямо) пропорционально изменению объема деятельности. При этом переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и пр.), исходя из фактической мощности отчетного периода.
А вот к постоянным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством, которые остаются неизменными (или почти неизменными) при изменении объема деятельности. Например, расходы на амортизацию общепроизводственных помещений, расходы на использование общепроизводственных помещений, расходы на охрану цехов и пр.
При этом постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и пр.) при нормальной мощности. При этом нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в периоде их возникновения (понесения).
Теперь предлагаем несколько определений. Так, нормальная мощность — ожидаемый средний объем деятельности, которая может быть достигнута при условиях обычной деятельности предприятия в течение нескольких лет или операционных циклов с учетом запланированного обслуживания производства. А вот объект расходов — продукция, работы, услуги или вид деятельности предприятия, требующие определения связанных с их производством (выполнением) расходов (п. 16 П(С)БУ 16).
Теоретическую часть мы освоили, теперь перейдем к разъяснительной. Итак, все переменные (изменяющиеся в зависимости от объема производства) общепроизводственные расходы по кредиту счета 91 «Общепроизводственные расходы» попадут в дебет счета 23 «Производство». Между прочим, поскольку у вас один вид продукции, то распределять переменные расходы не нужно — они всей суммой попадут в производственную себестоимость продукции.
Теперь о постоянных общепроизводственных расходах. Они остаются неизменными независимо от изменения объема изготовленной продукции и распределяются исходя из нормальной мощности. Они делятся на распределенные и нераспределенные. Для их деления используем коэффициент, полученный от соотношения фактического объема производства к нормативному. При этом распределенные постоянные общепроизводственные расходы попадают в производственную себестоимость в дебет счета 23 (продукция у вас одна, поэтому они общей суммой без распределения попадут на этот счет). А вот остаток постоянных общепроизводственных расходов, не попавших под распределение, попадет в дебет счета 90 «Себестоимость реализации». Если фактический объем производства равен или больше нормативного, то нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов не будет, тогда все постоянные будут распределенными и попадут в Д-т 23.
Поэтому получается, что распределение общепроизводственных расходов необходимо проводить только в том случае, когда фактический объем производства меньше нормативного. Поскольку именно тогда возникнут нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы, которые и попадут в себестоимость реализации в периоде их понесения.
Пример На конец периода у предприятия на счете 91 учитываются общепроизводственные расходы на сумму 100000 грн. При этом переменные общепроизводственные составляют 60000, а постоянные, соответственно, 40000. Фактический объем производства составляет 20000 единиц продукции, а нормативный — 50000. Для определения распределенных постоянных общепроизводственных расходов определим коефициент соотношения фактического производства к нормативному 20000 : 50000 = 0,4. Поэтому сумма распределенных постоянных общепроизводственных расходов составит 16000 = 0,4 х 40000, а нераспределенных — 24000, которые мы и отнесем к себестоимости реализации в периоде понесения.
Соответствующие проводки покажем в таблице.
Таблица
Распределение общепроизводственных расходов
№ п/п Хозяйственная операция Д-т К-т Сумма, грн Отнесение к производственной себестоимости переменных общепроизводственных расходов 23 91/переменные 60000 Отнесение к производственной себестоимости распределенных постоянных общепроизводственных расходов 23 91/распределенные постоянные 16000 Отнесение к себестоимости реализации нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов 90 91/нераспределенные постоянные 24000 Расчет затрат общепроизводственного характера
Для учета издержек общепроизводственного характера предусмотрен счет №25. Аналитический учет по нему осуществляется по производственным помещениям и подразделениям фирмы. Расходы накапливаются на нем в течение месяца, после чего осуществляется их списание на основное производство. Способ списания должен быть определен в учетной политике компании.
Расчет общепроизводственных расходов ведется по:
- Оплате труда сотрудников, занимающихся обслуживанием производств;
- Оплате аренды за производственные цеха и объекты ОС;
- Цене МПЗ на ремонт и обслуживание спецоборудования;
- Затратам на демонтаж спецоборудования;
- Амортизационным начислениям на объекты ОС;
- Издержкам на отопление и освещение цехов;
- Прочим издержкам.
Состав издержек общепроизводственного характера включает в себя постоянную (не меняется при изменении объема изготовления товаров) и переменную (изменяется при изменении количества изготавливаемых товаров) части.
Подробнее о составе и видах общепроизводственных расходов читайте в статье.
Калькулирование производственной себестоимости по переменным расходам – это формирование сметы издержек по статьям расходов.
Похожие записи:
-