Условия и сроки хранения моторного масла
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия и сроки хранения моторного масла». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок годности — важный параметр, который определяется с учетом лабораторных испытаний и опыта практической эксплуатации. Ограничения устанавливаются не для того, чтобы увеличить объем продажи товаров, а для защиты потребителей и механизмов.
Хранение в зимних условиях
Зимнее хранение масла добавляет несколько важных правил в уже перечисленные:
- Не допускайте резких перепадов температур. Старайтесь поддерживать постоянную температуру воздуха вокруг канистры: уже описанные 22-24 градуса. Замораживать масло категорически запрещено: структура масла при сильных заморозках изменится на молекулярном уровне, комплекс присадок может расслоиться, и последствия от использования такого масла непредсказуемы;
- Если собираетесь использовать масло, долго стоявшее на холоде, — взболтайте канистру перед использованием, чтобы жидкость перемешалась и не было осадка.
Как быть с отработанным маслом?
Если вы обслуживаете автомобиль на СТО, то этот вопрос на себя возьмeт автосервис. У дилера, как и у любого авторитетного автосервиса, есть договорeнности о вывозе отработанных жидкостей в соответствующие компании по приeму и переработке.
При самостоятельной замене масла цепочка действий немного удлиняется.
Отработанное масло необходимо слить в герметичную канистру, беречь от попадания солнечных лучей и высокой температуры — точь в точь как в случае долгосрочного хранения. Не допускайте попадания в eмкости с «отработкой» воды: при долгом хранении там может появиться плесень.
Далее существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла: рассмотрим их подробнее.
Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться. Главная сложность для простого автолюбителя: принимают «отработку» в больших количествах: от 50 литров. Средний автомобилист накопит такой объeм после 7-10 лет владения автомобилем!
Правда, на этом можно немного заработать: цены за литр сданной «отработки» колеблются в пределах 5-10 рублей.
Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. В этом методе больше неприятных сторон:
- вам самим придeтся платить за утилизацию;
- компании чаще всего не работают с частниками и малыми объeмами.
Сжигание. На заре автомобилестроения и вплоть до 1980-х годов отработанное масло попросту сжигали. В то время, как мы сейчас понимаем, гораздо меньше задумывались о последствиях для природы и человеческого организма.
Сегодня этот процесс актуален только в том случае, если оборудование отвечает установленным экологическим нормам, а компания имеет соответствующее лицензирование.
Бытовое применение. Если в вашей семье есть автолюбители со стажем, то вы знаете, как может пригодиться отработанное масло. Представляем самые популярные места и способы применения.
- Для отапливания помещений. Существует современное отопительное оборудование, которое работает на отработанных маслах — различные воздухонагреватели и котлы.
- В качестве антикоррозийного средства. Старое масло хорошо подойдeт для обработки днища и порогов автомобиля для дополнительной защиты от ржавчины.
- Для защиты древесины. «Отработка» убережeт деревянные конструкции от разбухания и гниения.
- Как смазка замков, дверных петель, цепей, механизмов швейных машинок, садового инвентаря и прочего.
Что происходит после окончания срока годности масла
Большая часть водителей останавливает свой выбор на синтетическом, гидрокрекинговом либо полусинтетическом моторном маслах. Автовладельцы предполагают, что как только заканчивается срок годности, то у смазки пропадают некоторые свойства, и она уже не пригодна для использования.
Однако это довольно расплывчатое определение. Рассмотрим более конкретно, что происходит со структурой продукции и почему она меняется:
- Зольность. Рассматривая различные характеристики продукции, автолюбители обходят вниманием данный параметр. Хотя его значение также важно. Она показывает, сколько в моторном масле содержится горючих составляющих. Норма составляет от 1,5 до 2 %. Если продукция хранится длительное время, то происходит распад присадок и количество золы повышается. В результате качество жидкости становится хуже.
- Вязкость. Данная характеристика начинает меняться с течением времени, потому что начинается процесс разложения присадок. Кроме того, на состав оказывает влияние воздух, который постепенно просачивается и в запечатанную тару, а также солнечные лучи, снижение температуры и пр. Смазка может стать и более густой, и более жидкой.
- Присадки. Многие добавки сохраняют свои свойства непродолжительное время. По истечении установленного срока смазка теряет характеристики, которые были указаны производителем.
Можно ли использовать просроченное моторное масло
Обнаружив недорогой продукт с истекшим сроком, автовладелец испытывает соблазн сэкономить. Однако покупка подобного моторного масла приводит к неблагоприятным последствиям.
Просроченный или утративший свойства продукт приводит к масляному голоданию силовой установки, отдельные узлы в такой ситуации выходят из строя, нередко некачественное масло приводит к капитальному ремонту. Защитную и моющие функции оно уже выполняет не в полной мере, а повышение зольности приводит к возгоранию.
Единственным исключением является ситуация, когда смазка, хранившаяся в невскрытой таре, просрочена на небольшой срок – не более месяца. В таком случае характеристики масла сохраняются практически неизменными.
Особенно сказываются на характеристиках смазочного состава колебания температуры, высокая влажность, заморозки и прямое воздействие солнечного света. Помутневшая, изменившая цвет или содержащая осадок моторное масло нанесет автомобилю вред. Если не получилось использовать продукт до конца, необходимо перелить его в канистру соответствующего объема, что станет препятствием для появления конденсата и избыточного контакта с кислородом.
Перед заливкой остатков смазки требуется встряхнуть канистру, что обеспечит большую однородность.
Можно ли использовать старое
Большинство автомобилистов также, как и продавцов в автомагазинах, не рекомендует заливать старое масло. Аргументируется такое решение снижением эффективности как противоизносных присадок, так и увеличением зольности. Но если это масло качественное, а времени истекшего срока прошло чуть-чуть, то прежде чем утилизировать можно его протестировать. В случае успешности прохождения пробы, вы без проблем также можете его залить в ДВС.
Срок годности это всего только период на протяжении которого производитель гарантирует соответствие всем нормам.
Выпавший осадок в масле, в следствии нарушения правил хранения
Проверьте, не выпал ли осадок на дне канистры, нормальная ли текстура у соединения (для того что-бы не было никаких помутнений, пузырьков) и не изменился ли цвет. Сервисные инженеры утверждают, что если в результате такого простого теста вы поймете, что масло также в порядке, не потемнело, его можно без сомнений доливать. Но, для полной замены лучше уже не использовать.
Срок хранения в канистре
Срок хранения моторного масла в заводской упаковке, как и дата розлива, всегда указывается производителем. Поэтому при покупке товара нужно внимательно изучить все данные, нанесенные на днище канистры или в районе бокового шва.
Сколько можно хранить моторное масло в закрытой заводским способом емкости зависит от его типа и качества.
В среднем срок хранения 5 лет при условии соблюдения всех норм хранения.
Такими характеристиками обладают продукты известных производителей:
- «Mobile»,
- «Castrol»,
- «Shell».
После вскрытия упаковки компания не несет ответственности за качество своей продукции. Но иногда производитель предпочитает перестраховаться, поэтому занижает срок годности моторного масла. Для продуктов со сложной формулой, которые предназначены для специальной техники, он может составлять 2 – 3 года в закрытой таре. Обычно многокомпонентные составы используются для конкретных транспортных средств таких «монстров» мирового автопрома, как «Mazda», «Toyota», «GM».
Никто не говорит о том, что спустя сутки после указанного срока годности моторное масло потеряет качество. Если придерживаться нормальных условий хранения, можно пользоваться продуктом и дальше. Но его исходные характеристики будут под большим сомнением. Поэтому решение, использовать его или нет, каждый автовладелец принимает самостоятельно, на свой страх и риск.
Дольше всего можно хранить моторное масло на минеральной основе (2 – 3 года). А наиболее непродолжительными сроками хранения обладают синтетические составы. После вскрытия упаковки они быстро вступают в реакцию с окружающей средой, и теряют качество в результате окислительной реакции.
Может ли моторным маслом пользоваться «вечно»?
Моторная смазка может быть годным определенное время, после чего изготовитель не дает гарантий на первоначально заявленные свойства.
В последние годы некоторые мировые производители (Шелл, Эссо и др.) уменьшили время годности с пяти до трех лет в закрытой таре.
Они в этом случае руководствовались следующими фактами:
- через 5 лет присадки начинают осаждаться даже, если соблюдаются всех условия хранения, включая закрытость упаковки. В результате качественные показатели снижаются и продукт начинает портиться;
- за 5 лет моторы кардинально преобразовываются, что приводит к изменению требований производителя к смазке, т. е за этот период смазка устаревает;
- если срок хранения синтетического масла составляет 5 лет, то у смазки с минеральной базой он заметно короче — всего три года.
Время хранения в заводской упаковке и после вскрытия канистры
На заводе масляную жидкость, как правило, разливают в металлические или пластиковые канистры, герметично закрытые крышкой. Тара должна защищать от действия прямых солнечных лучей и высоких или низких температур. Диапазон оптимальной температуры для транспортирования и хранения составляет от 18-30 градусов.
Рассмотрим сроки хранения в зависимости от вида смазочного материала по химической основе:
Вид моторного масла | Срок хранения в заводской упаковке | Срок хранения после вскрытия заводской упаковки |
Синтетическое:
|
5 лет | 0.5-1 год |
Полусинтетическое:
|
3-5 лет | 0.5-1 год |
Минеральное:
|
3 года | 0.5-1 год |
Последствия при использовании просроченного моторного масла
Если вы выявили явные симптомы старения моторного масла, его использование категорически не рекомендуется. Во-первых, оно не сможет обеспечить оптимальный режим смазки трущихся деталей. Увеличение коэффициента трения приведёт к потере мощности силового агрегата и ускоренному износу его деталей, что в среднесрочной перспективе грозит капитальным ремонтом.
Во-вторых, наличие осадка в смазывающей жидкости приведёт к загрязнению магистрали и образованию твёрдого нагара на важных деталях мотора, а в дальнейшем – к закупорке масляных каналов, что чревато заклиниванием двигателя.
В двигатели, устанавливаемые в автомобили последних поколений, рекомендуется заливать исключительно «свежий», только что приобретённый продукт.
Как определить период?
Его называет производитель и обозначает его на маркировке. Помимо этого, на этикетке будет:
- Допустимый температурный диапазон после кода SAE. Минимальный 0W-30: от -30 до +20 °С. Максимальный 20W-40: от -10 до +45 °С.
- Вязкость. Эта характеристика важна для износа двигателя. Если машина эксплуатируется давно, лучше выбирать класс SAE 20W-40 или SAE 20W-50.
- Классификация API. S – для бензиновых, C – для дизельных, S/C – универсальные. После этих букв следует код уровня эксплуатационных свойств по мере возрастания. Предпочтение отдается SJ или SL. У дизельного далее также идет буквенное шифрование свойств и цифра, обозначающая тип дизеля. Например, CF-2, CF-4,CG-4, CH-4.
- Классификация ACEA. А – бензиновый двигатель, В – дизель легкового авто, Е – дизель грузового автомобиля. Следующие цифры характеризуют уровень свойств и год утверждения.
- Номер партии и дата производства указываются не на этикетке, а на таре: продукт разливают по бутылкам из общей бочки непосредственно перед отправкой продавцу. Период, когда смазка сохраняет начальные свойства, каждый производитель устанавливает сам.
Признаки просроченного моторного масла
Разные причины оказывают влияние на то, сколько хранится моторное масло после вскрытия. При этом временной промежуток может не совпадать с тем, который указан изготовителем. В связи с данным обстоятельством любой водитель должен сам разбираться в том, пригодна к использованию продукция либо нет.
Перед тем как применить смазку по назначению, нужно ее проверить, особенно, если она длительное время находилась в гараже либо в кладовке. Итак, необходимо проконтролировать:
- Наличие осадка в масле. Если оно пригодно для применения, то отстоя быть не должно. Однако изредка на дне могут быть осевшие добавки. К примеру, в синтетике вы можете обнаружить осадок в только что купленной смазке. Хотя нужно быть внимательным, если в процессе хранения толщина осадочного слоя возросла, то рекомендуем данную жидкость не применять.
- Состав на однородность. Следует перелить моторное масло из одной емкости в другую и оценить состояние смазки. Если течет, как вода, либо тянется, как кисель, то заливать такую субстанцию в транспортное средство не советуем.
- Внешний вид. Если смазочная жидкость в хорошем состоянии, то в ней нет пузырьков воздуха, она однородна по структуре и цвету.
Производитель, предлагает автовладельцам различные смазочные материалы.
Классификация горюче-смазочных материалов обуславливается температурными режимами, в которых оно может функционировать, а также химическим составом последнего.
Относительно температурных режимов машинные масла имеют такую градацию:
- всесезонное;
- летнее;
- зимнее.
Это интересно! Что необходимо знать автовладельцу об аккумуляторах
Кроме этого, в зависимости от химического состава, выделяют:
- Минеральное масло — нефть, очищенная от различных вредных примесей. Отличительной чертой этого продукта является повышенная вязкость. Оно подходит для автомобилей, пробег которых не превышает 100 000 километров. Значительным недостатком является необходимость проведения частых замен и низкая температура рабочего диапазона;
- Полусинтетическое масло — смазочный материал, которой производится из минеральной основы. Это происходит путем обогащения различными синтетическими присадками. Количество синтетических веществ в таком масле составляет 30 — 50 %. Данный вид масла значительно выигрывает у минерального аналога;
- Синтетическое масло — добывается путем переработки продуктов от первичной нефтяной перегонки. Данный вид масла обладает отличными свойствами, имеет превосходную текучесть, работает в широком температурном диапазоне.
Примите к сведению: качество смазочного вещества – это «здоровье» автомобиля.
Правила хранения моторного масла
Это, как правило, самые основные критерии, которые определяют срок годности моторного масла. Очень важно сохранить смазывающее свойства масла, ведь это их основная функциональная особенность, которая теряет свои качества с течением времени. Следующие правила влияют наибольшим образом на сохранность масла в первозданном виде. Следование ниже приведенным инструкциям поможет сохранить и увеличить эксплуатационный срок годности моторного масла.
- окружающая температура. Очень важно запомнить небольшое правило, которое поможет не забыть о важности учёта температурного режима. Продукты вашего питания имеют свойство пропадать, что бы продлить срок годности вы помещаете их в холодильную камеру. Так и с двигателем, моторное масло также важно держать в определенных условиях. Но это не означает, что масло нужно помещать в холодильник. Верхний температурный порог не должен превышать 40 градусов тепла, нижний минус 18-20 градусов за Цельсием;
- свет и солнечные лучи. Именно прямое воздействие солнечных лучей на емкость с маслом делает последнее прозрачным. Это в свою очередь чревато выпадением осадка, который пагубно влияет на сетку маслоприемника. Спасти положение может правильная емкость для хранения, о ней ниже;
- влажность. Взаимодействие молекул воды и молекул масла создает нерастворимые частицы, которые при попадании в камеру мотора забивают маслоприемник и проводят к снижению ресурса двигателя.