Как оформить европротокол при ДТП, и на какие выплаты рассчитывать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить европротокол при ДТП, и на какие выплаты рассчитывать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
Извещение о ДТП по европротоколу
Европротокол это и есть бланк извещения о ДТП.
Лицевая сторона извещения о ДТП в 2022 году состоит из следующих пунктов:
- Какое здание находится ближе всего к месту происшествия? При наличии дороги ее название также указывается.
- Дата и время аварии (указываются цифрами).
- Сколько транспортных средств получили повреждения?
- Есть ли раненые? Если ответ положительный, то придётся обратиться к сотрудникам ГИБДД для оформления ДТП.
- Пятым пунктом надо указать, что инспекторы ДПС не были вызваны для освидетельствования участников на состояние опьянения. Достаточно просто отметить «нет».
- Следующий пункт — материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам, а также имуществу. Снова отмечается галочкой графа «нет».
- При наличии свидетелей необходимо указывать их контактные данные, а также ФИО.
- В 8 пункте надо поставить прочерк. Он обозначается как «Сотрудник ГИБДД, который проводил оформление ДТП (нагрудный номер)».
- Указываются модель и марка автомобиля. Допускается обозначение как на кириллице, так и на латинице. Нужно указать ещё и государственный номер, VIN-номер, данные свидетельства о регистрации (серия/номер).
- В графе вводится ФИО владельца автомобиля.
- В этот пункт надо вписать ФИО человека, который был за рулём транспортного средства на момент аварии.
- Указываются страховая компания и данные полиса.
- Здесь стрелкой надо обозначить область первого удара о ваш автомобиль. Обратите внимание, что вам предоставляется возможность выбора транспортного средства, на котором вы передвигались (грузовое, легковое авто, мотоцикл).
- Пожалуй, это наиболее важный пункт. Нужно перечислить детали кузова и любые элементы, получившие видимые повреждения. Прежде чем заполнить это поле, внимательно осмотрите свою машину на предмет любых, даже едва заметных дефектов.
- Здесь указываются дополнительные замечания, например, запись с видеорегистратора.
- Отметьте, какой манёвр совершал ваш автомобиль на момент аварии. Внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами, прежде чем отдавать свои предпочтения какому-либо из них. Отмечайте клетки с правильной стороны, не путайте их. На укрупненных клетках, в нижней части, нужно обозначить количество отмеченных вами клеток. Это требуется, чтобы третьи лица не смогли дописать вашим почерком дополнительную недостоверную информацию.
- Этот пункт также очень важен. Вам надо нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Обозначьте края дороги. На каждой из сторон вписывайте название улицы. Посредством стрелок обозначьте направление движения каждого автомобиля. Обозначьте конечное расположение обеих автомашин после аварии. Всё это должно соответствовать информации в заполненных выше полях европротокола. Не забудьте нарисовать дорожные знаки, разметку, светофоры — одним словом, всё, что имеет так или иначе отношение к происшествию.
- Поставьте подпись.
Оборотная сторона извещения в 2022 году:
- Обозначьте, какое поле вы заполнили на лицевой стороне: транспортное средство «A» или «B».
- Опишите обстоятельства аварии. Можно сделать это кратко, своими словами. Расскажите о том, как двигались по дороге оба участника ДТП и в какой момент между ними случилось столкновение.
- В третьем пункте напишите, кто был за рулем на момент аварии: непосредственный владелец машины или третье лицо.
- Занесите сведения о других транспортных средствах, если они стали участниками аварии, но помните, что такая ситуация потребует участия сотрудников ДПС.
- Дальше надо будет указать, было ли повреждено какое-либо имущество (если вы ответите на этот вопрос положительно, европротокол составлен быть не может).
- Напишите, может ли после аварии ваш автомобиль передвигаться своим ходом. Если нет, надо указать адрес, где находится в данный момент машина.
- В седьмом поле вводятся примечания, если они у вас будут.
Оба экземпляра извещения европротокола заполняются каждой из сторон. А также обе стороны ставят свою подпись на бланке.
Сделайте фотографии обоих автомобилей крупным планом. Снимать надо места повреждений, чтобы они были четко видны. При этом, глядя на снимок, должно быть понятно, что это именно ваш автомобиль, пострадавший в ДТП. Так вы доказываете, что предоставляете достоверные данные и не желаете никого обмануть. Постарайтесь снять машину так, чтобы были видны номера, в том числе VIN-номер, а также окружающая его среда. Это послужит доказательством, что зафиксированные дефекты были получены после ДТП.
Штраф за неоформление извещения
В 2022 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2022 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2022 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
Каким образом оформляется европротокол
Предварительные действия:
- Остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (не менее чем за 15 метров, если авария случилась в населенном пункте, и не менее чем за 30 метров, если авария случилась вне населенного пункта).
- Убедиться, что участники аварии не пострадали, не имеют претензий друг к другу относительно того, кто виновник ДТП. Желательно сделать фото- и видеозаписи всех повреждений, а если есть свидетели – записать их показания и взять контактные данные.
- Самостоятельно заполнить документы. Оформить европротокол можно на бумажном бланке (выдается при оформлении ОСАГО) или в электронном виде в одном из приложений (их несколько, они имеют разный функционал).
Что такое европротокол
Европротоколом называют оформление дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров. Подобную процедуру применяют, когда пострадавших нет, повреждения транспортных средств не слишком серьезные, а виновная сторона признала ошибку, в результате которой случилось ДТП. Максимальная сумма страхового возмещения в 2022 году — 400 тыс. рублей.
Если водители не договорились, кто из них виноват, европротокол тоже можно составить. Но компенсация будет меньше: лимит — 100 тыс. рублей.
Дополнительные требования:
- столкнулось не более 2 машин;
- авария случилась на территории РФ;
- у обеих сторон есть действующие полисы ОСАГО.
ПРИМЕР:
Олег стоял на светофоре в своей «десятке», когда в задний бампер неожиданно въехала машина. Повреждения были несильными, виновный водитель сразу признал оплошность: отвлекся и не успел нажать на педаль тормоза. Вызов сотрудников ГИБДД занял бы пару-тройку часов. Стороны решили на месте оформить европротокол: у Олега в бардачке лежал бланк, полученный в страховой компании. На оформление ушло 30 минут. В этот же день Олег подал бумаги в страховую, а через 2 недели получил выплату. |
Как проводить фотофиксацию
С фотофиксацией по Европротоколу проблем возникнуть не должно. Помощник подсказывает человеку все детали. Основные изображения:
- Номера авто.
- Общая картина с нескольких ракурсов.
- Взаимное расположение ТС.
- Непосредственное место первичного столкновения.
Отдельно каждая царапина, трещина – любое повреждение. Все детали помощник предлагает сфотографировать относительно списка, который до этого составил водитель.
Дополнительные фото на усмотрение заполняющего извещение, которые помогут составить более детальное впечатление о произошедшем.
Если каких-либо фотографий будет не хватать, не получится пройти дальше. Шаги будут заблокированы системой, пока человек не выполнит все требуемые действия.
Порядок заполнения извещения на бланке страховой компании
Если имеется бумажный бланк от СК, то его заполнение проходит по порядку:
- Полное наименование (от города до улицы и номера дома) места, где столкнулись авто.
- Количество столкнувшихся ТС.
- Число пострадавших, если имеются.
- Проверяли ли водителей на алкотестере.
- Был ли нанесен кому-либо материальный ущерб.
- Информация о свидетелях.
- Приезжали ли сотрудники Госавтоинспекции.
- Полная информация о ТС А и В и об их водителях.
- Обстоятельства ДТП.
- Схема, нарисованная от руки.
- Подписи двух сторон, дата.
Сколько сегодня выплата по европротоколу?
На сегодняшний день, 21 Ноября 2022 года, пока ещё максимальный лимит выплаты при оформлении аварии без привлечения ГИБДД, а только заполнением бланков извещений европротокола составляет 50 тысяч рублей.
Сверх этой суммы Вы как потерпевшая сторона не получите в любом случае, даже если по факту стоимость ремонта превысит её. То есть, заполняя европротокол, Вы автоматически соглашаетесь на предел возмещения в размере 50 000 рублей.
Было | Стало |
---|---|
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей. | 4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи |
Фактически, другие изменения касаются, в основном, тонкостей оформления дорожных инцидентов по европротоколу, и, к сожалению, целый ряд моментов тут ужесточается.
Так, теперь обязательно заполнение в извещении пунктов касательно повреждений (но пока всё ещё видимых — то есть вопрос «экспертности» за скрытые повреждения на водителей никто не перекладывает) и обстоятельств ДТП. Здесь подводным камнем может быть и возможный отказ в выплате по новому лимиту в 100 тысяч рублей, если соответствующие поля не будут заполнены.
Также для получения компенсации не обязательно условие признания вины одним из участников аварии. Но если есть разногласия, то требуются дополнительные соблюдения условий (одно из них):
- фото- или видеофиксация аварии специальными техсредствами, которые передают некорректируемую информацию в специальные базы страховщиков (не будем говорить о том, что таких баз на сегодняшний день нет, но работают они неизвестно как),
- обстоятельства аварии зафиксированы специальным приложением страховщиков (его Вы также пока не найдёте).
Для удобства приводим все изменения в ФЗ «Об ОСАГО», которые вводятся новым ФЗ №448 в удобно табличном виде «было-стало» с подсветкой изменений.
Было | Стало |
---|---|
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: ….. в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. |
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: ….. в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. [вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
— | (новый пункт ст. 11.1) 11. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств должны быть зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполняется в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
— | (дополнение абзацем к п.2 ст. 11.1) В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий. [вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страхового возмещения, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховое возмещение осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). |
5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия. |
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). |
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия. |
8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей. | 8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причинённого его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьёй, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи. [вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: ….. д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; |
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: ….. д) если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
17. …. В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт. |
17. …. В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт. [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
Как правильно определить, до какой суммы ущерб?
Чтобы точно определить размер причинённого вреда и не прогадать с оформлением ДТП по европротоколу, нужно в первую очередь хорошенько осмотреть машину и выявить все повреждения. Не будет лишним сразу их сфотографировать.
После того, как все повреждения найдены, нужно оценить размер ущерба самостоятельно или спросить у знающих людей.
Помочь в этом нелегком деле сможет справочник цен РСА, по которому и будет рассчитываться страховщиком сумма ущерба. Но для проверки стоимости запчастей вам потребуются каталожные номера конкретных деталей, их можно взять в официальных справочниках ELCATS для вашего авто.
Если вы сомневаетесь надо ли менять деталь или ремонтировать, то всегда предполагайте её замену, так возможная сумма ущерба будет максимальная.
Слушать советы виновника о стоимости данного ремонта я бы не советовал. Для них всегда ущерба на пару тысяч и их друг в гаражах это сделает за десяточку, поэтому объективной оценки вы скорее всего не услышите.
Тем не менее, рыться в каталогах и справочнике РСА, будучи на дороге, такое себе занятие! Поэтому лучше заранее представлять себе стоимость наиболее уязвимых деталей (бамперов, в том числе их усилителей и декоративных элементов, крыльев, фар и фонарей, крышки багажника, стёкол и других). Но и на дороге можно найти довольно быстро в поисковых системах ориентировочную цену запчастей.
Можно ли взыскать разницу с виновника ДТП?
Убедить второго участника аварии оформить всё через ГИБДД можно, описав ему второй вариант развития событий – взыскание разницы непосредственно с него.
Тот факт, что вы оформили ДТП в рамках Закона об ОСАГО по установленным правилам, не освобождает виновника от полного возмещения ущерба по гражданскому законодательству.
Виновник будет обязан возместить вам разницу между выплатой по ОСАГО и рыночной стоимостью ремонта, даже несмотря на то, что ДТП было оформлено по европротоколу.
Именно поэтому виновник как никто другой заинтересован в верном подсчете примерного ущерба при выборе способа оформления происшествия и дальнейшем увеличении лимита страховщика, если это будет необходимо.
Если у вас именно такая ситуация, когда ущерб превышает лимит европротокола по ОСАГО, то вот Пример судебной практики от ВС РФ с разбором подобной ситуации и взысканием разницы с причинителя вреда.
Что такое европротокол
Европротокол (извещение о дорожно-транспортном происшествии) – документ для оформления ДТП (Дорожно-транспортного происшествия) без вызова сотрудников Государственной авто инспекции (ГАИ).
Европротол в РБ представляет собой 2 бланка, в который заносятся данные водителей, данные о транспортных средствах, обстоятельствах происшествия и рисуется упрощенная схема ДТП.
Достаточно заполнить свою колонку с данными каждому водителю и после – потерпевшему отнести свой бланк в страховую компанию виновника ДТП.
Какие преимущества имеет европротокол перед вызовом сотрудников ГАИ:
- Вы экономите свое время (заполнение протокола 10-20 минут с осмотром машин);
- Участники ДТП освобождаются от административной ответственности (штрафов не будет);
- Быстро освобождается проезжая часть (исключены иски от городских властей за простой общественного транспорта);
- Исключено образование пробок в связи перекрытием дороги в ожидании сотрудников Гаи;
- Бланк бесплатный: его можно взять на автозаправочных станциях, в любой страховой компании. Его выдают бесплатно при оформлении договора страхования на авто.
О том, как правильно заполнить самим бланк европротокола, следует знать каждому водителю, потому что при нынешнем количестве автомобилей на улицах городов всегда высок риск мелких аварий. В процессе оформления документа нужно соблюдать следующие условия:
- Бланк необходимо заполнять синей шариковой ручкой, разборчивым почерком и крупными печатными буквами.
- Обстоятельства произошедшего следует излагать с использованием общепринятых терминов, без жаргона и эмоций.
- В извещении о ДТП требуется заполнять все пункты. Каждый водитель может вносить данные своего автомобиля самостоятельно. Допускается оформление документа одним из участников аварии, но под контролем второго.
- Описание ситуации должно быть детальным, но конкретным, без лишней информации.
- Любые исправления в документе должны быть заверены подписями обеих сторон.
- Схема ДТП должна быть составлена с предельно точным обозначением расположения транспортных средств после столкновения, а также других близко расположенных объектов.
Резюме «Вопрос-ответ»
- Когда можно оформлять «европротокол» при дорожных инцидентах?
До 1 июня 2018 года — при условии, что:
- нет пострадавших;
- ущерб не более 50 тыс. рублей;
- стороны установили виновного без возражений;
- в аварии участвовало 2 машины;
- у обоих водителей есть полис ОСАГО.
Начиная с 1 июня 2018 года лимит по ущербу вырос до 100 тыс. рублей. Кроме того, в городах федерального значения и ближайших к ним регионах «европротокол» можно будет оформлять даже при наличии разногласий между участниками дорожного инцидента.
- Как оформить «европротокол»?
Закон о европротоколе
Самостоятельное оформление водителями извещения о ДТП регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- Правила дорожного движения.
Согласно п.1 ст. 11.1 закона № 40 заполнение европротокола самостоятельно возможно при соблюдении следующих условий одновременно:
- пострадал в ДТП только автотранспорт, вреда жизни и здоровью водителям и пассажирам не причинено;
- пострадали в аварии только два транспортных средства;
- все участники ДТП имеют полисы ОСАГО;
- обстоятельства происшествия, а также повреждения транспорта у участников не вызывают споров и разногласий.