Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Так, с 2023 года пользоваться этой системой не вправе индивидуальные предприниматели и нотариусы. Основной запрет на УСН для ИП, оказывающих услуги, был введен с 2022 года, но для некоторых категорий предпринимателей делалось исключение. Так, остаться на «упрощенке» могли ИП, работающие в сфере здравоохранения, общепита, туризма, программирования. Но с 2023 года запрет на применение УСН распространяется на всех предпринимателей.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
В свою очередь МНС РБ на своем сайте прокомментировало эти изменения в Налоговый кодекс. Причем в разрезе многих налогов.
С 01.01.2021 в связи с принятием Закона от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса» отдельные позиции продовольственных товаров при их ввозе и реализации на территории РБ облагаются НДС по ставке 20% вместо ранее применявшейся – 10%.
Доброе утро! В связи с чем перевод и чем мотивирует отказ администрация школы? Вправе обратиться по данному поводу в территориальный отдел (управление) образования.
Конкретизированы термины «сельскохозяйственная организация» и «сельскохозяйственная продукция» в целях применения организациями сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Такая обязанность закреплена в подп. 1.9.1. ст. 22 НК. С 01.01.2021 плательщики не обязаны сообщать об участии в белорусских организациях. Данное изменение логично, ведь у налоговых органов есть доступ к Единому государственному регистру юридических лиц и ИП.
Взаимозависимость имеет значение при контроле ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование), а также в правиле «тонкой капитализации».
Порядок исчисления акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров. Сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет.
Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с национальным законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
Порядок исчисления акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров. Сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет.
Мнения разделились. Некоторые эксперты трактуют вступление в силу всех пунктов статьи 160 Закона с 2023 года, а значит, в 2022 году для ИП не будет изменений. Вторая трактовка: с 2023 года плательщиками УСН (налога при упрощенной системе налогообложения) смогут быть только организации.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
ИП могут платить налоги либо по актам, либо по факту поступления средств на расчетный счет. Если вы относитесь к первой категории, то все суммы, проходящие по актам до 31 декабря 2021 года, будут облагаться по-старому.
ИП, которые платили налоги по факту поступления средств, должны будут уплатить 16% налога (или 6% для категорий предпринимателей, которые могут применять УСН) на все начисления после 1 января 2021 года.
Общая часть НК дополнена ст. 731, нормы которой регулируют вопросы камеральных проверок в отношении физических лиц. Целью такой проверки является установление физических лиц, расходы которых превышают доходы. Проверка проводится за 10 лет, предшествующих году ее проведения. Если сумма расхождений расходов над доходами по информации ИМНС превысит 500 базовых величин, у физического лица истребуются пояснения об источниках доходов.
НК дополнен главой 40 «Налог на профессиональный доход». Плательщиками названного налога признаются физические лица, не имеющие работодателей и не привлекающие к работе других физлиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. До начала деятельности таким лицам нужно установить приложение «Налог на профессиональный доход и направить в ИМНС уведомление о применении данного налога.
Введена обязанность для всех коммерческих организаций ежегодно до 31 декабря устанавливать подлинных владельцев (бенефициаров) организации и сообщать данную информацию по запросам (уведомлениям) налоговых органов и Комитета госконтроля. Подлинными владельцами названы лица, которые могут оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельность. Но непонятно, как их определять (какие-либо критерии не установлены).
Изменения в Налоговый кодекс РБ 2022. Проект официально опубликован
1. При переходе на подоходный налог ИП не становятся автоматически плательщиками НДС. Но такая обязанность возникнет, если выручка предпринимателя составит более 500 000 бел. рублей (примерно $ 194 тысячи), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого превышения.
ВАЖНО!
Если индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги, в 2021 году применял УСН с уплатой НДС и, переходя на уплату подоходного налога с 1 января 2022 года, желает продолжить уплату НДС, ему необходимо не позднее 20 января 2022 года представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление установленной формы о принятом решении об уплате НДС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса).
2. С 1 января 2022 года ИП вправе вместо уплаты подоходного налога уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, установленном главой 33 Налогового кодекса. Однако тут есть два важных ограничения:
- Единый налог можно применять только при оказании услуг по заказам граждан (физических лиц), приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
- С 1 января 2022 года реализация дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществление деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта, осуществление общественного питания исключаются из сферы применения единого налога (подпункты 2.3, 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса, подпункт 1.1.10 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса).
ПРИМЕР
ИП в 2021 году предоставлял для краткосрочного проживания жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, и применял в 2021 году УСН без уплаты НДС.
В 2022 году ИП продолжил осуществлять указанный вид деятельности и 18 января 2022 года представил для краткосрочного проживания квартиру в Минске. В данном случае ИП не может с 1 января 2022 года продолжить применение УСН, поскольку, в соответствии с абзацем 9 пункта 5 статьи 326 Налогового кодекса, сдача в аренду имущества признается услугой.
Индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 года вправе в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, производить уплату подоходного налога. В то же время ИП вправе вместо уплаты подоходного налога в отношении деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания уплачивать единый налог. В данном случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года.
Так как ИП впервые начинает в 2022 года осуществлять деятельность с уплатой единого налога, то налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года представляется индивидуальным предпринимателем не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, то есть не позднее 17 января 2022 года.
3. Объектом налогообложения при применении подоходного налога является доход, то есть разница между выручкой и фактически понесенными затратами. Затраты должны быть совершены в «производственных» целях и документально подтверждены. Либо предприниматель может не вести учет фактических затрат для налогообложения, а воспользоваться правом на применение профессионального вычета в размере 20% от выручки.
Тогда к уплате: (3000−20%) х 16% = 384 BYN вместо 3000 х 16% = 480 BYN без вычета.
ВАЖНО!
Нельзя совмещать и профессиональный вычет 20%, и собирать затраты. Используется только один метод уменьшения налогооблагаемой базы, и с ним нужно определиться при подаче первой налоговой декларации за I квартал 2022 года.
4. Доходы от реализации учитываются индивидуальными предпринимателями на подоходном налоге по их выбору (ст. 205 Налогового кодекса):
- по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (принцип оплаты)
- по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (принцип начисления).
— В первое время после вступления в силу изменений законодательства всегда много вопросов. А после таких глобальных изменений, как в этот раз, они возникают по самым разным поводам. Если есть непонимание по видам деятельности, от трактовки которых зависит применение той или иной системы налогообложении, советую отправлять запросы в свои налоговые органы (в личном кабинете), а также в Национальный статистический комитет. Запросы можно отправлять в электронном виде с помощью ЭЦП, это быстро и надежно.
Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!
Важно внимательно читать тексты как самих законодательных актов, так и их трактовки. Необходимо разделять нормы, которые относятся к индивидуальным предпринимателям и к организациям, либо к той или иной системе налогообложения.
У вас есть 3 месяца до подачи первых отчетов, чтобы постараться все выяснить и не принимать поспешных решений. Но тут важно, чтобы предприниматели были и сами проактивны: привлекали свои налоговые инспекции и иные органы к разъяснениям по конкретным ситуациям и интересовались новостями.
В состав внереализационных доходов с нового года будут включаться средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета) (подп. 3.42-1 ст. 174 НК). Напомним, такие фонды создаются страховыми компаниями в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. указом от 25.08.2006 № 530, и Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, утв. Постановлением Совмина от 04.11.2006 № 1462.
Вклады в имущество хозяйственных обществ
С 28.04.2021 г. вступила в силу норма ст. 29-1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», позволяющая участникам хозобществ вносить вклады в имущество своих компаний, не приводящие к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (номинальной стоимости акций). Чтобы обеспечить более комфортное применение этой нормы, ст. 175 НК дополняется подпунктом 4.25, согласно которому такие вклады не будут включаться в состав внереализационных доходов хозяйственных обществ.
Отметим также, что ст. 31 Общей части НК будет дополнена подп.2.7.12, согласно которому не признается реализацией безвозмездная передача таких вкладов.
Таким образом, предоставленная Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» возможность участников вносить вклады в имущество общества, не увеличивая при этом уставный фонд, обретает практический интерес.
НДС
В состав внереализационных расходов будут включаться суммы НДС, исчисленные в порядке, установленном законодательством, с сумм увеличения налоговой базы НДС, в соответствии с частью 2 п. 39 ст. 120 НК. Напомним, налоговая база по НДС определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ и увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), указанные в п. 4 ст. 120 НК:
-
за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации, либо иначе связанные с оплатой этих объектов;
-
в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
-
в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. При этом налоговая база увеличивается у каждого из участников договора комиссии в части причитающейся им дополнительной выгоды;
-
в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Резервы по сомнительным долгам
Подп. 3.48 ст. 175 НК дополняется нормой, согласно которой по дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, резерв по сомнительным долгам создается исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль.
Резервы сомнительных долгов с 1 января не будут формироваться по дебиторской задолженности:
-
возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль);
-
возникшей в период применения организацией особых режимов налогообложения;
-
в размере имеющегося у организации встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом.
Изменения в Налоговый кодекс РБ 2022. Проект официально опубликован
ИП могут платить налоги либо по актам, либо по факту поступления средств на расчетный счет. Если вы относитесь к первой категории, то все суммы, проходящие по актам до 31 декабря 2021 года, будут облагаться по-старому.
ИП, которые платили налоги по факту поступления средств, должны будут уплатить 16% налога (или 6% для категорий предпринимателей, которые могут применять УСН) на все начисления после 1 января 2021 года.
Общая часть НК дополнена ст. 731, нормы которой регулируют вопросы камеральных проверок в отношении физических лиц. Целью такой проверки является установление физических лиц, расходы которых превышают доходы. Проверка проводится за 10 лет, предшествующих году ее проведения. Если сумма расхождений расходов над доходами по информации ИМНС превысит 500 базовых величин, у физического лица истребуются пояснения об источниках доходов.
НК дополнен главой 40 «Налог на профессиональный доход». Плательщиками названного налога признаются физические лица, не имеющие работодателей и не привлекающие к работе других физлиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. До начала деятельности таким лицам нужно установить приложение «Налог на профессиональный доход и направить в ИМНС уведомление о применении данного налога.
Введена обязанность для всех коммерческих организаций ежегодно до 31 декабря устанавливать подлинных владельцев (бенефициаров) организации и сообщать данную информацию по запросам (уведомлениям) налоговых органов и Комитета госконтроля. Подлинными владельцами названы лица, которые могут оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельность. Но непонятно, как их определять (какие-либо критерии не установлены).
Налоговый кодекс — 2022: знакомимся с изменениями
В случае если плательщик несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.
Новый налоговый Кодекс обязал физлиц, получающих доходы от продажи ягод, грибов, орехов и другой дикорастующей продукции, их сбора и сдачи организациям, платить подоходный в 10%, если в год они получат от этой деятельности доход свыше 200 базовых величин (6,4 тыс. рублей в 2022 году).
Ещё введена ставка подоходного налога для физлиц в размере 20%. Его будут взимать с сумм превышения расходов над доходами, выявленных налоговыми органами, а также при установлении факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физлиц налоговым агентом.
Власти также вводят уплату налога на недвижимость за квартиры в многоквартирных домах. Он исчисляется, исходя из расчетной стоимости квадратного метра. Ставка налога для физлиц составит 0,1%. Для Минска расчетная стоимость квадратного метра жилых помещений в многоквартирном и блокированном жилом доме определена в 810 рублей, а в областных центрах — в 680 рублей.
Льгота по налогу на первую квартиру сохраняется для лиц пенсионного возраста, инвалидов, несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, военнослужащих, участников ВОВ и приравненных к ним, а также проходящих альтернативную службу.
Предполагается, что физлица должны будут уплатить налог на недвижимость и земельный налог за 2022 год в следующем порядке: до 15 ноября придется внести авансовый платеж на основании извещения, направленного не позднее 1 сентября 2022 года.
Авансовый платеж уплачивается в размере 50% исчисленных за 2022 год сумм налога на недвижимость и земельного налога. Затем не позднее 15 ноября 2023 года нужно будет доплатить налог на недвижимость и земельный налог на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2023 года.
В два этапа. В Минфине рассказали, когда белорусам надо будет платить налог на квартиры. И кто попадает в список льготников
С 1 января 2023 (внимание!!! следующего ) года также вводится налог на профессиональный доход. Объектом налогообложения будет профессиональный доход физлиц, полученный от источников в Беларуси, за ее пределами, а также в отношении имущества на территории Беларусь.
Уплата налога на профессиональный доход будет заменять подоходный налог с физлиц и сбор за осуществление ремесленной деятельности, обязательные страховые взносы в ФСЗН.
Плательщики налога будут вести электронный документооборот через приложение «Налог на профессиональный доход». Пока его никто не показывал. Когда будет готово — неизвестно.
Чтобы начать платить налог, человек должен будет установить приложение и проинформировать через него налоговые органы о применении налога. Порядок использования приложения установит Совмин. Налоговый орган сообщит физлицу, если выбранный вид деятельности не попадает под уплату налога.
Теперь точно. Для ИП в Беларуси увеличат единый налог в 2,3-4 раза и почти всем отменят «упрощенку». Депутаты начали одобрение нового Налогового кодекса
Налоговый кодекс 2021: что изменилось
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).
Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.
Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).
Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.
1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоста��ляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.
2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.
Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Номер документа: | 71-З |
Дата принятия: | 29/12/2009 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2010 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Беларусь / Налоговый кодекс 2021: основные изменения
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка | Налог (выражено в белорусских рублях) |
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар | 20.72 |
Больше 20720 белорусских рублей за гектар | 0.1 процент от кадастровой стоимости |
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
[скачать id = «3767»]
Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс
- МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
- УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
- Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
- Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
- Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
- Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
- Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
- Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
- Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
- Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022
Новое налоговое законодательство принесет изменения в порядке ведения учета. Компании, работающие с «упрощенкой», обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. Данный учет может осуществляться в личном кабинете плательщика по установленной форме. Это новшество открывает и некоторые технические возможности: выбрав этот вариант учета, вы сможете использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета доходов и расходов и декларации по налогу при УСН.
Организации по-прежнему вправе вести бухгалтерский учет и (или) составлять бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, в том числе в целях организации учета, не обеспеченного ведением учета в указанной книге (п. 5 ст. 33 проекта НК-2022). Однако кассовый принцип отражения выручки сохраняется в любом случае.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
ИП могут платить налоги либо по актам, либо по факту поступления средств на расчетный счет. Если вы относитесь к первой категории, то все суммы, проходящие по актам до 31 декабря 2021 года, будут облагаться по-старому.
ИП, которые платили налоги по факту поступления средств, должны будут уплатить 16% налога (или 6% для категорий предпринимателей, которые могут применять УСН) на все начисления после 1 января 2021 года.
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка | Налог (выражено в белорусских рублях) |
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар | 20.72 |
Больше 20720 белорусских рублей за гектар | 0.1 процент от кадастровой стоимости |
Скачать Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)
1. При переходе на подоходный налог ИП не становятся автоматически плательщиками НДС. Но такая обязанность возникнет, если выручка предпринимателя составит более 500 000 бел. рублей (примерно $ 194 тысячи), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого превышения.
ВАЖНО!
Если индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги, в 2021 году применял УСН с уплатой НДС и, переходя на уплату подоходного налога с 1 января 2022 года, желает продолжить уплату НДС, ему необходимо не позднее 20 января 2022 года представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление установленной формы о принятом решении об уплате НДС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса).
2. С 1 января 2022 года ИП вправе вместо уплаты подоходного налога уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, установленном главой 33 Налогового кодекса. Однако тут есть два важных ограничения:
- Единый налог можно применять только при оказании услуг по заказам граждан (физических лиц), приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
- С 1 января 2022 года реализация дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществление деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта, осуществление общественного питания исключаются из сферы применения единого налога (подпункты 2.3, 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса, подпункт 1.1.10 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса).
ПРИМЕР
ИП в 2021 году предоставлял для краткосрочного проживания жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, и применял в 2021 году УСН без уплаты НДС.
В 2022 году ИП продолжил осуществлять указанный вид деятельности и 18 января 2022 года представил для краткосрочного проживания квартиру в Минске. В данном случае ИП не может с 1 января 2022 года продолжить применение УСН, поскольку, в соответствии с абзацем 9 пункта 5 статьи 326 Налогового кодекса, сдача в аренду имущества признается услугой.
Индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 года вправе в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, производить уплату подоходного налога. В то же время ИП вправе вместо уплаты подоходного налога в отношении деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания уплачивать единый налог. В данном случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года.
Так как ИП впервые начинает в 2022 года осуществлять деятельность с уплатой единого налога, то налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года представляется индивидуальным предпринимателем не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, то есть не позднее 17 января 2022 года.
3. Объектом налогообложения при применении подоходного налога является доход, то есть разница между выручкой и фактически понесенными затратами. Затраты должны быть совершены в «производственных» целях и документально подтверждены. Либо предприниматель может не вести учет фактических затрат для налогообложения, а воспользоваться правом на применение профессионального вычета в размере 20% от выручки.
Тогда к уплате: (3000−20%) х 16% = 384 BYN вместо 3000 х 16% = 480 BYN без вычета.
ВАЖНО!
Нельзя совмещать и профессиональный вычет 20%, и собирать затраты. Используется только один метод уменьшения налогооблагаемой базы, и с ним нужно определиться при подаче первой налоговой декларации за I квартал 2022 года.
4. Доходы от реализации учитываются индивидуальными предпринимателями на подоходном налоге по их выбору (ст. 205 Налогового кодекса):
- по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (принцип оплаты)
- по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (принцип начисления).
— В первое время после вступления в силу изменений законодательства всегда много вопросов. А после таких глобальных изменений, как в этот раз, они возникают по самым разным поводам. Если есть непонимание по видам деятельности, от трактовки которых зависит применение той или иной системы налогообложении, советую отправлять запросы в свои налоговые органы (в личном кабинете), а также в Национальный статистический комитет. Запросы можно отправлять в электронном виде с помощью ЭЦП, это быстро и надежно.
Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!
Важно внимательно читать тексты как самих законодательных актов, так и их трактовки. Необходимо разделять нормы, которые относятся к индивидуальным предпринимателям и к организациям, либо к той или иной системе налогообложения.
У вас есть 3 месяца до подачи первых отчетов, чтобы постараться все выяснить и не принимать поспешных решений. Но тут важно, чтобы предприниматели были и сами проактивны: привлекали свои налоговые инспекции и иные органы к разъяснениям по конкретным ситуациям и интересовались новостями.
Познакомиться с правилами отнесения вида деятельности к работам или услугам можно в письме от 21.01.2022 года № 3-1-8/00179 «О разъяснении» Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В нем опубликованы критерии отличия работы от услуги и квалифицированы отдельные виды деятельности (приложение 1 к письму по работам и приложение 2 – к письму по услугам).
Обратите внимание на эти практические нюансы применения норм:
1. В некоторых случаях позиция МНС отличается от позиции, ранее высказанной отдельными районными инспекциями, поэтому стоит руководствоваться позицией МНС.
2. Если ваш вид деятельности не поименован в списке, не рискуйте, напишите запрос в налоговую инспекцию. Таким образом вы застрахуете себя по крайней мере от штрафных санкций и пени. При этом следует формулировать запрос и указывать вид деятельности, поименованный в документах с заказчиками (договорах и актах). Иначе можно получить ответ, который не сможете применить к вашей реальной ситуации.
3. Важно понимать, что в чистом виде на практике редко встречаются ситуации, когда ИП выполняет только работу. Например, ИП осуществляет деятельности в области компьютерного программирования (код ОКЭД 62010) и одновременно оказывает консультационные услуги (код ОКЭД 62020). Первый вид деятельности относится к деятельности, по которой разрешено применять УСН, а вот применять по консультационным услугам УСН запрещено. Как быть?
При одновременном осуществлении нескольких видов деятельности с разными системами налогообложения следует применять ОСН с уплатой подоходного налога.
Такая норма следует из положений пункта 2 статьи 324 НК. Именно из этой нормы следует, что если вы оказываете несколько видов услуг одновременно, при этом один из них попадает под УСН, а второй под ОСН, то применять УСН вы не вправе. Придется применять ОСН с уплатой подоходного налога.
4. Обратите внимание на ваши договоры, задания, отчеты и акты выполненных работ/оказанных услуг. При проверке налоговые органы проверяют не только информацию, содержащуюся в договоре, но детали выполненной работы/оказанной услуги, то есть сущность. Если из отчета о выполненной работе будет следовать, что вы еще и осуществляли иные действия, которые квалифицируются как услуга, то налоги пересчитают.
Для некоторых ИП отсутствие возможности применять УСН по услугам вызывает необходимость перехода на уплату подоходного налога. И для многих это новая и непонятная система. Давайте разберемся с основными правилами расчета подоходного налога для ИП:
Подоходный налог = Налоговая база (выручка от реализации + внереализационные доходы) – затраты документально подтвержденные или профессиональный вычет 20% от суммы налоговой базы – вычеты (стандартный: 135 руб. при сумме дохода менее 817 руб. и 40 руб. на одного ребенка или иждивенца, социальный, например на обучение, имущественный при строительстве жилья).
Основные правила расчета подоходного налога в 2022 году сохраняются. И в упрощенном виде форма расчета выглядит так:
(Доходы – расходы (или 20% профвычет))*16%. Таким образом, итоговая ставка налога составит 12,8%.
Право на применение профессионального вычета для ИП установлено п. 36 ст. 205 НК: «Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской, нотариальной деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской, нотариальной деятельности. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально».
Плюс к данной сумме уплачиваются отчисления в ФСЗН, за 2021 год такая сумма составляет 1705,3 руб. и подлежит уплате до 01 марта 2022 года. Подоходный налог можно сочетать с НДС. При сумме до 500 000 руб. ИП вправе быть плательщиком НДС (может уплачивать, а может не уплачивать, а может в течение года уплачивать, а потом отказаться от уплаты НДС). От суммы 500 000 руб. ИП обязан исчислять и уплачивать НДС. При применении УСН и достижении суммы выручки в 500 000 руб. ИП становится плательщиком подоходного налога с НДС.
Напомню, в 2022 году не будет УСН с НДС.
В части УСН и ОСН в НК-2022 не изменились правила отражения ИП выручки товаров (работ, услуг), имущественных прав. Как и ранее, отражается индивидуальными предпринимателями по выбору плательщика:
- либо по принципу оплаты;
- либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (далее – принцип отгрузки).
Выбранный ИП принцип отражения выручки устанавливается письменным решением ИП по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и изменению в течение налогового периода не подлежит. При отсутствии письменного решения выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по принципу оплаты:
№ | Условия отражения дохода | 2021 год | 2022 год |
УСН | Подоходный налог | ||
1. | Товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2021 году, оплата поступила в 2022 году | — | + |
2. | Товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2021 году, оплата поступила частично в 2022 году, частично в 2021 году | + В части оплаты | + В части оплаты |
3. | Предварительная оплата поступила в 2021 году, товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2022 году | — | + |
4. | Товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2021 году, оплата не поступила ни в 2021 году, ни в 2022 году | — | — |
Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?
- Управление затратами и их учет
- Ценообразование
- Налогообложение
- Заработная плата
- Таможенное регулирование и ВЭД
- Юридическая консультация
- Страничка аудитора
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»
Все документы >>>
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения
Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщикаГлава 2. Система налогов и сборов в РФ
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
Статья 14. Региональные налоги
Статья 15. Местные налоги и сборы
Статья 16. Информация о налогах
Статья 17. Общие условия установлен��я налогов и сборов
Статья 18. Специальные налоговые режимыГлава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации
Статья 18.1. Страховые взносы
Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносовРаздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов
Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
Статья 20. Взаимозависимые лица
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 24. Налоговые агенты
Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
Статья 25. Утратила силуГлава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиковГлава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов
Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестрГлава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
Раздел VIII. Федеральные налоги
Глава 21. Налог на добавленную стоимость НДС
Власти также хотят повысить единый налог с ИП и иных физлиц. К примеру, за репетиторство в Минске предлагается поднять сбор до 40 рублей (сейчас — 36), в областных городах и Минском районе — до 35 рублей (к примеру, в Бресте сейчас — 27,02 рубля, а в Минском районе — 30 рублей).
Единый налог за разработку веб-сайтов, настройку компьютеров и установку программного обеспечения в Минске хотят поднять до 116 рублей (сейчас — 97 рублей), в областных центрах и Минском районе — до 101 рубля.
За музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев (к примеру, услуги тамады) предлагается установить единый налог для столицы в 127 рублей, а для областных центров и Минского района — 110 рублей.
Уважаемые Коллеги!
24 июня 2021 Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»» (Налоговый кодекс)» (Нур-Султан, Акорда, 24 июня 2021 года № 53-VІI ЗРК)Редакцией ИОР ТСник был проведен сравнительный анализ по изменениям, внесенным указанным законом в НПА.
Статья 1.
Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):
2. В Закон Республики Казахстан от 25декабря 2017года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»:
Статья 2.
Установить, что, несмотря на положение…….- Процесс
- Общество
- Бизнесс
- Экология
Новая редакция налогового кодекса — много нового и интересного!
Прежде всего стоит обратить внимание, что Налоговый кодекс 2019 года (НК-2019) изложен в новой редакции.
Общая часть
Дебиторы
Итак, новой редакцией Общей части НК-2019 установлен единый срок представления сведений о дебиторах (перечень дебиторов) как в налоговые, так и в таможенные органы, — не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения у плательщика задолженности по уплате налогов.
При этом перечень дебиторов должен быть представлен в налоговый орган с указанием:
— суммы дебиторской задолженности;
— копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. То есть представить сведения о дебиторе, в отношении которого уже истек срок исковой давности, теперь невозможно. Перечень дебиторов может быть представлен как в письменной, так и в электронной форме (ч. 1 подп. 1.5 ст. 22 НК-2019).Счета в зарубежных банках
В дополнение к ранее существовавшей обязанности сообщать налоговым органам со дня открытия или закрытия счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь белорусскими организациями об открытии или закрытии счета у белорусских плательщиков-организаций появилась обязанность сообщать в налоговые органы информацию об операциях по таким счетам (подп. 1.9.2, 1.10 ст. 22 НК-2019).
Наличие ТТН-1 / ТН-2 в местах реализации, хранения и при транспортировке
Существенно изменяется обязанность плательщиков по обеспечению наличия в местах реализации, хранения и при транспортировке предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товаров. Теперь достаточно обеспечить наличие таких документов у плательщика, и это не обязательно в месте хранения или реализации (подп. 1.15 ст. 22 НК-2019).
Плательщики обязаны проверять первичные учетные документы контрагента
Статья 22 НК-2019, устанавливающая обязанности плательщиков, дополнена нормой, перекочевавшей из подп. 1.9 Указа N 488, согласно которой плательщики обязаны обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского ИП проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (>ч. 1 подп. 1.16 ст. 22 НК-2019).
Особенности отражения выручки по договорам, обязательства в которых выражены
в иностранной валютеВ целях сближения бухгалтерского и налогового учета усовершенствована структура ст. 31 НК-2019. В результате исключен прежний п. 5 ст. 31 НК-2018, нормы которого устанавливали особенности определения в целях налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, в которых обязательства выражены в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте. С 1 января 2019 года по таким договорам выручка будет приниматься в той же сумме и в таком порядке, как она определяется в бухгалтерском учете (ч. 2 п. 7 ст. 1 Закона N 159-З).
Срок на возврат / зачет налогов увеличен
Срок, в течение которого плательщики вправе произвести возврат или зачет излишне уплаченных / взысканных сумм налогов, увеличен с 3 до 5 лет (п. 2, ч. 2 п. 5 ст. 66, ч. 3 п. 3 ст. 67 НК-2019).
Также до 5 лет увеличен срок для расчета налога (сбора), исчисляемого нарастающим итогом с начала года, подлежащего уплате по итогам налогового периода (с учетом излишне уплаченных сумм налога (сбора)) независимо от истечения пятилетнего периода со дня такой уплаты. Данный подход коррелирует с положениям подп. 5.5 Декрета N 7 (ч. 1 п. 2 ст. 36 НК-2019).Налоговый учет для иностранных организаций, оказывающих услуги
в электронной форме для физических лицС целью установления единообразных подходов к ведению налогового учета иностранными организациями положения Общей части НК-2019, регулирующие данный вопрос, дополнены нормой, устанавливающей порядок ведения налогового учета иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, поскольку положения национального законодательства о ведении бухучета на них не распространяются (п. 3 ст. 39 НК-2019).
Уплата налогов за другое лицо
Нормы подп. 2.1 Указа N 29 включены в ч. 2 п. 2 ст. 42 НК-2019 посредством включения в нее нормы, предоставляющей право уплатить налог, сбор (пошлину) за плательщика иному лицу, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины).
Ограничивается размер начисления пеней
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день испо��нения налогового обязательства, если иное не установлено ч. 3 п. 2 ст. 55 НК-2019. При этом размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины) (ч. 2 п. 2 ст. 55 НК-2019).
Налоговый кодекс 2021: что изменилось
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
Как платить подоходный налог в 2021? Разбор с юристом
В 2022 году намерены повысить ставки подоходного налога с физлиц, которые сдают в аренду жилье, гаражи, машино-места. К примеру, в Минске налог за сдачу одной комнаты может вырасти со следующего года до 36,8 рубля (сейчас — 34,3 рубля), а в областных городах — до 34,5 рубля (сейчас — 32,2 рубля).
Ставки акцизов на алкоголь и сигареты также планируют поднять. К примеру, сигареты с фильтром хотят разбить на две группы по ставкам акциз (сейчас их 3). Так, сейчас ставка акциза на самые дорогие сигареты с фильтром составляют 82,77 рубля, а обсуждается поднять его до 86,36 рубля за 1000 штук.
Ставки земельного налога и на недвижимость тоже должны вырасти со следующего года. К примеру, средние ставки земельного налога по районам могут поднять примерно на 7,2%.
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях) Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72 Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
ИП могут платить налоги либо по актам, либо по факту поступления средств на расчетный счет. Если вы относитесь к первой категории, то все суммы, проходящие по актам до 31 декабря 2021 года, будут облагаться по-старому.
ИП, которые платили налоги по факту поступления средств, должны будут уплатить 16% налога (или 6% для категорий предпринимателей, которые могут применять УСН) на все начисления после 1 января 2021 года.
Общая часть НК дополнена ст. 731, нормы которой регулируют вопросы камеральных проверок в отношении физических лиц. Целью такой проверки является установление физических лиц, расходы которых превышают доходы. Проверка проводится за 10 лет, предшествующих году ее проведения. Если сумма расхождений расходов над доходами по информации ИМНС превысит 500 базовых величин, у физического лица истребуются пояснения об источниках доходов.
НК дополнен главой 40 «Налог на профессиональный доход». Плательщиками названного налога признаются физические лица, не имеющие работодателей и не привлекающие к работе других физлиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. До начала деятельности таким лицам нужно установить приложение «Налог на профессиональный доход и направить в ИМНС уведомление о применении данного налога.
Введена обязанность для всех коммерческих организаций ежегодно до 31 декабря устанавливать подлинных владельцев (бенефициаров) организации и сообщать данную информацию по запросам (уведомлениям) налоговых органов и Комитета госконтроля. Подлинными владельцами названы лица, которые могут оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельность. Но непонятно, как их определять (какие-либо критерии не установлены).
В правила контроля за трансфертным образованием (ТЦО) также внесены существенные изменения. Так, при превышении цены сделки с одним контрагентов в календарном году стоимостного порога в 2 000 000 бел. руб. (без учеты НДС и акцизов) для крупных плательщиков и 400 000 бел. руб. для остальных, такие сделки подлежат контролю, если они заключены между взаимозависимыми резидентом РБ и нерезидентом или между взаимозависимыми резидентами, один из которых уплачивает налог на прибыль, а второй имеет льготу (освобожден от данного налога).
Гомельский Городской исполнительный комитет
Планируют закрепить, что местом реализации юридических услуг признается Республика Беларусь (и соответственно возникает НДС в Республике Беларусь), если они связаны с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией и передачей имущественных прав на недвижимое имущество. Таким образом, если компания оказывает иностранцу юридические услуги, связанные с недвижимым имуществом, необходимо исчислить и оплатить 20% НДС в РБ со стоимости таких услуг.
Место реализации юридических услуг по консультированию по вопросам исполнения договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, а также его регистрации будет определяться по покупателю.
Рекомендуем заранее изучить изменения и понимать, в каких случаях необходимо уплатить НДС при реализации юридических услуг покупателю – нерезиденту, а в каких нет.
Что почитать: подп. 1.1 п. 1 ст. 117 проекта НК 2022.
Сейчас если белорусская компания оказывает юридические услуги нерезиденту, то НДС в РБ не платится, так как место реализации юридических услуг определяется по покупателю юридических услуг.
Планируют обязать налоговых агентов (т.е. по общему правилу компании, выплачивающие доход физическим лицам в Беларуси) предоставлять декларацию (расчет) по подоходному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим последним месяцем отчетного квартала.
Рекомендуем заранее перестроить внутренние процессы учета (включая заблаговременную настройку компьютерных систем).
Что почитать: ст. 216-1 проекта НК 2022.
Сейчас не предусмотрено обязанности у налоговых агентов подавать декларации по подоходному налогу. Существует необходимая отчётность в отношении некоторых доходов, например, доходов выплачиваемых иностранным гражданам.
Планируют не облагать подоходным налогом профилактические прививки (вакцинацию) физических лиц, за которые заплатила организация или ИП. Если организация или ИП возмещают физическому лицу расходы на прививку – такое возмещение также не будет облагаться подоходным налогом.
Что почитать: подп. 2.10 п. 2 ст. 196 проекта НК 2022.
Сейчас такой льготы по подоходному налогу не предусмотрено. Вместе с тем, расходы организаций по вакцинации работников, которая предусмотрена законодательством как одно из мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Планируют ввести ставку подоходного налога в размере 20% для следующих случаев:
- при выявлении нарушений в отношении доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами;
- при установлении факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физлиц налоговым агентом;
- при установлении факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Рекомендуем быть готовыми предоставить документы, подтверждающие исполнение налоговых обязательств в целях недопущения применения «санкционной» 20% ставки при правомерном поведении.
Что почитать: п. 7 ст. 214 НК 2022.
Сейчас в отношении сумм превышения расходов над доходами применяется 16% ставка подоходного налога, а при установлении контролирующим органом фактов выплаты заработной платы «в конвертах» — стандартная 13% ставка. Налогообложение факта регистрации в СККС суммы выигрыша лица, которому фактически не выплатили выигрыш, не регулируется отдельными положениями НК.
Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников отметил, что ИП, которые не смогут применять упрощенную систему налогообложения, в основном перейдут в общую систему, то есть с уплатой подоходного налога. «Им не нужно направлять в налоговый орган заявления или уведомления, как и прежде, они будут подавать налоговую декларацию. Но если раньше это была декларация по УСН, то теперь — по подоходному налогу, но сроки те же самые. Те ИП, кто будет вправе применять единый налог, должны будут представить соответствующую налоговую декларацию. Каких-либо иных специальных форм уведомления не требуется», — отметил он.
В связи с внесением изменений в налоговое законодательство ИП и физические лица вправе обращаться за разъяснениями в любой налоговый орган. «Мы придерживаемся экстерриториального принципа, поэтому нет необходимости обращаться в налоговый орган по месту регистрации. Разъяснения также можно получить в контакт-центре и на сайте налоговых органов», — обратил внимание замминистра.-0-
Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников отметил, что ИП, которые не смогут применять упрощенную систему налогообложения, в основном перейдут в общую систему, то есть с уплатой подоходного налога. «Им не нужно направлять в налоговый орган заявления или уведомления, как и прежде, они будут подавать налоговую декларацию. Но если раньше это была декларация по УСН, то теперь — по подоходному налогу, но сроки те же самые. Те ИП, кто будет вправе применять единый налог, должны будут представить соответствующую налоговую декларацию. Каких-либо иных специальных форм уведомления не требуется», — отметил он.
В связи с внесением изменений в налоговое законодательство ИП и физические лица вправе обращаться за разъяснениями �� любой налоговый орган. «Мы придерживаемся экстерриториального принципа, поэтому нет необходимости обращаться в налоговый орган по месту регистрации. Разъяснения также можно получить в контакт-центре и на сайте налоговых органов», — обратил внимание замминистра.
Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.
Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2022 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.
Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2022 г., a также сравним с показателями 2021 года. (см. таблицу ниже).
Кому положен вычет
Размер вычета (за месяц)
2021
2022
Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел
126 р.
135 р.
при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает
761 р.
817 р.
Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел
126 р.
135 р.
при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале
2 283 р.
2 452 р.
На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца
37 р.
40 р.
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца
70 р.
75 р.
Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка
Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ
177 р.
190 р.
В случае если плательщик несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.
Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.
С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).
Похожие записи:
-