Игры и игровые занятия по финансовой грамотности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Игры и игровые занятия по финансовой грамотности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проказина Ирина Ивановна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Шорникова Ольга Валерьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Тихонова Жанна Александровна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Охотникова Елена Юрьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Андронова Лариса Юрьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Корнилова Юлия Валентиновна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Сергеева Татьяна Викторовна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Захарова Вероника Васильевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Процкая Наталья Михайловна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Исмагилова Гузаль Раисовна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Балашова Виктория Валерьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Коняева Маргарита Ивановна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Галенко Ирина Олеговна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Рябинина Анастасия Павловна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Голубева Екатерина Сергеевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.
Интерактивная игра «Путешествие по стране финансовой грамотности»
Продолжительность занятия – 60 минут.
Внеурочное мероприятие.
Тема: «Путешествие по стране финансовой грамотности».
Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.
УУД:
Предметные:
- Актуализировать знания по финансовой грамотности
Личностные:
- Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- Способствование социально-ориентированному взгляду на мир
Метапредметные:
Познавательные:
- Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников
- Умение объяснять понятия и явления
- Готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников
Регулятивные:
- Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников
- Умение планировать свои действия
- Умение прогнозировать и оценивать свои действия
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника, вести диалог
- Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе
- Готовность конструктивно решать конфликты
Методы: активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления
Форма: игра.
Ожидаемые результаты: развитие навыков коммуникации в группе, умения распределять роли, обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников в новых условиях.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Ход игры:
Учащиеся делятся на команды. В каждой команде выбирается «счётчик». Перед каждой командой цель: набрать большее количество баллов. «Счётчики» подсчитывают общее количество баллов, набранных командой.
Вопросы игры распределены по темам «Доскажи словечко…», «Дом», «Магазин», «Транспорт и путешествия», «Банк». В каждой теме по 5 вопросов разной степени сложности. Самый простой вопрос «стоит» 10 баллов, самый сложный – 50 баллов.
За каждое правильно выполненное задание ребята получают баллы. Выбрав тактику игры, команда может рискнуть и выбрать вопрос посложнее на 40 – 50 баллов, а может не рисковать и набирать баллы понемногу.
Жеребьёвкой определяется очерёдность команд. Каждая команда имеет право сделать один ход. В случае неправильного ответа ход переходит следующей команде.
В завершении игры подсчитываются набранные баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Рефлексия. Анализ игры. Учитель опрашивает мнения учащихся о том, как проходила игра.
– Что нового узнали в процессе игры?
– Какие задания было выполнить легко?
– Что было сложно выполнять и какие сложности вообще возникали?
– Почему что-то не получилось, если не получилось?
– Что помогало в процессе работы над заданиями?
Подведение итогов, вручение сертификатов.
Материал для учителя:
Преподаватель на подобном мероприятии является менеджером процесса игры. Он направляет, организует деятельность учащихся. Также учитель подготавливает мультимедийное приложение (презентацию) с заданиями по каждой теме и сертификаты.
Перед началом игры учитель объявляет о завершении «путешествия по стране финансовой грамотности». И, чтобы стать полноправными гражданами этой страны, учащимся предстоит сдать экзамен и в завершении получить сертификат о повышении финансовой грамотности.
В завершение игры учитель проводит рефлексию. Подводит итоги и вручает сертификаты.
Материал для учащихся:
Учащиеся делятся на команды.
Команды должны набирать баллы, выполняя задания по темам «Доскажи словечко…» «Дом», «Магазин», «Банк», «Транспорт и путешествия». Все задания в приложениях:
Задания по теме «Доскажи словечко…»
10 б. – Учреждение, в котором можно хранить деньги – это… (БАНК)
20 б. – Зарплата родителей, пенсия бабушки – это … (ДОХОД)
30 б. – Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие потребности – это … (РАСХОД)
40 б. – Деньги, взятые в долг в банке – это … (КРЕДИТ)
50 б. – Обмен товарами и услугами без использования денег – это … (БАРТЕР)
Задания по теме «Магазин»
10 б. – 20 б. –
30 б.- 40 б. –
50 б. – Превращения слова «купить». Упражнение для развития речи.
Задания по теме «Транспорт и путешествия»:
10 б. – Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет на месяц стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?
20 б. – Установить соответствие «страна – денежная единица»:
30 б. – Семья Скруджа Макдака состоит из 4 человек (он сам и его три племянника – Билли, Вилли, Дилли). Они живут в городе. У них есть дача в деревне Даковка. До дачи можно добраться городским автобусом или на автомобиле. Билет на автобус стоит 25 монет. Автомобиль потребляет 10 л бензина. Литр бензина стоит 6 монет. Скрудж отправился на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный. А какой транспорт выберет Скрудж, если захочет взять с собой племянников?
40 б. – В Австралии фермеры одного штата решили снизить свои затраты, сэкономив на заборах. Чтобы не тратить деньги на их строительство, они выписали из Аргентины кактус опунцию. Опунция быстро растет, не требует специального ухода, и из неё получается самая надёжная колючая живая изгородь: ни один вор не пролезет.
Сэм решил купить опунцию и потратил на её семена 160 долларов. А Дик решил огораживать свой участок досками и для строительства изгороди нанял двух работников, заплатив им по 40 долларов каждому.
У Сэма получилась живая изгородь длиной 8 км, а у Дика – дощатый забор в 2 раза короче. Материалы на 1 км забора стоили Дику 20 долларов.
Кто из соседей потратил на забор больше?
Какова себестоимость забора у Сэма и у Дика?
Кто из них сэкономил?
50 б. – У Сэма изгородь вышла на славу. Но потом колючий забор разросся так, что потеснил пшеницу. Сэм нанял 10 работников и заплатил по 5 долларов каждому, чтобы они вырубили кактусы. Но опунция выросла снова. Сэм нанял тракториста и заплатил ему 10 долларов за работу и ещё 3 доллара за топливо, чтобы он выкорчевал с поля кактусы. Но живучая опунция опять выросла.
Тогда Дик сказал Сэму, что есть гусеницы – кактобластис, которые едят кактусы. Сэм выписал из Аргентины гусениц, партия которых обошлась ему в 58 долларов. Через 3 года гусеницы съели все кактусы. И всё это время раз в год Сэму приходилось нанимать тракториста и очищать поле от кактусов.
А у Дика все эти годы так и стоял прежний дощатый забор.
Кто из друзей и сколько действительно сэкономил?
Задания по теме «Дом»:
10 б. – 20 б. –
30 б. – Работа с иллюстрацией
40 б. –
50 б. –
Задания по теме «Банк»:
10 б. – . 20 б. –
30 б. –
40 б. – Великий американский ученый изобретатель Эдисон был плохим коммерсантом. Изобретенный Эдисоном многоканальный телеграф принес телеграфной компании «Вестерн Юнион» баснословную прибыль. За передающее устройство компания предложила Эдисону 110 тысяч долларов. Он согласился, но при условии, что компания выдаст ему не всю сумму сразу, а будет выплачивать по 6 тысяч долларов в год в течение 17 лет. Если бы он взял всю сумму сразу и вложил в какое-нибудь надежное предприятие 100 тысяч долларов, одни только проценты с вклада могли составить 6 тысяч долларов в год. «Вестерн Юнион», Разумеется, сразу согласилась на такие условия, положила 100 тысяч долларов в банк и в течение 17 лет отдавала Эдисону проценты с вклада. Через 17 лет компания взяла вклад из банка. Почему компания согласилась на условие Эдисона? Во сколько компании обошлось изобретение?
50 б. –
Список источников и литературы:
- Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
- Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: З��дания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.
Лайфхаки для детей и родителей
Для грамотного планирования можно подключить финансовые приёмы. Например, методика “Пять конвертов”, суть которой заключается в том, что месячный заработок распределяется по 5 стопкам или пакетам. Четыре из них — это расходы на месяц, по одному на неделю. Пятый конверт — накопления на цели.
Ещё один увлекательный способ копить деньги — расчертить табличку, сделав в ней 50 клеток. В каждой клетке прописывается сумма, например, от 10 до 100 рублей (хотя цифры могут меняться как в меньшую, так и большую сторону). По определённым дням подросток выбирает любую сумму из таблицы, зачеркивает её и откладывает в копилку или отдельный конверт. Таким образом нужно зачеркнуть все клеточки. Данный метод подходит для тех молодых людей, которые получают деньги на карманные расходы несколько раз в месяц, например, еженедельно.
Хочется напомнить родителям, что одна из самых действенных “фишек” — собственный пример. Не нужно воспитывать детей, займитесь воспитанием себя — это истина, не раз доказавшая свою состоятельность.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством