ДТП с пострадавшим: действия водителя и ответственность по закону
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с пострадавшим: действия водителя и ответственность по закону». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, прибывшие сотрудники правоохранительных органов составляют схему ДТП со слов всех участников аварии. Документ считается действительным, только если водители подписали бумагу, тем самым подтвердив точность отображенных в ней данных. Если одна из сторон по состоянию здоровья не может ознакомиться со схемой, работа над ней будет отложена на время.
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Первые действия при попадании в ДТП
Авария – это всегда неприятно, ведь помимо материального ущерба, предстоит еще бумажная волокита и общение с сотрудниками полиции. Однако, алгоритм порядка действий при ДТП может быть существенно упрощен, когда в инциденте нет пострадавших. Уже по этому критерию вам серьезно повезло.
Прежде всего, рекомендуется успокоиться и для начала выполнить ряд технических моментов:
- остановиться, убедиться в устойчивости автомобиля, понять, можно ли оставить включенным двигатель (вообще правильно было бы заглушить мотор, но ожидание оформления в минус 30 без печки может быть чревато);
- перевести ручник в рабочее положение;
- включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения;
- поставить специальный аварийный знак в виде треугольника, который предупреждает о вынужденной остановке (по правилам ПДД он устанавливается за 15 метров от машины в населенных пунктах и за 30 метров – за их пределами).
Распространённые ошибки при попадании в аварию
ДТП всегда сопряжено с шоком и стрессом. В этой ситуации ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям. Самая рациональная позиция – собраться и помнить о следующем:
- Нельзя указывать заведомо ложные данные в документы при оформлении.
- Обязательно нужно сфотографировать место ДТП перед разъездом.
- Полно заполнять все поля форм.
- При решении вопросов без участия страховых и ГИБДД, нужно написать расписку.
- Все документы должны быть прочитаны и поняты, выведены на факт наличия нестыковок и неточностей.
- Категорически запрещено агрессивное поведение: драки, обвинения.
- Нельзя уезжать с места. Самым срочным и важным делом в этот момент является правильное оформление.
Порядок рассмотрения дорожно-транспортного происшествия предприятием
Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:
- Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
- С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
- Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.
- Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
- Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.
- Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
- Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
- Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
- Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
- Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.
Все вышесказанное проводится в несколько этапов.
Действия при ДТП без пострадавших
Согласно последним изменениям в руководящих документах, закон предоставляет водителям возможность самостоятельно принимать решения в случаях, если при ДТП действия виновного адекватные. Когда нет пострадавших и инициатор столкновения соглашается покрыть стоимость восстановительных работ своему оппоненту, можно обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. Вариантов здесь два. Первый – обратиться за помощью в службу аварийных комиссаров (если нет времени и уверенности в своем страховщике), они и приедут быстро и уже на следующий день выплатят ожидаемую сумму на ремонт. Второй вариант – зафиксировать столкновение в формате европротокола и тщательно продумывать свои действия в страховой после ДТП.
В редких случаях спорщикам предлагается разъехаться, для того чтобы не мешать движению и свои доводы представлять в отделении местной инспекции. Вне зависимости от ситуации на месте происшествия важно убедиться в том, что каждый из водителей имеет право управления транспортным средством и страховку гражданской ответственности.
ДТП с пострадавшими могут возникать по разным основаниям. К наиболее частым причинам относится:
- невнимательность водителей, которые беспечно относятся к своим обязанностям;
- водители могут отвлекаться от дороги, что приводит к плачевным последствиям;
- игнорирование основных ПДД, причем практика показывает, что такое поведение обычно наблюдается со стороны водителей, обладающих значительным стажем, поэтому за счет чрезмерной уверенности они пренебрегают знаками или правилами;
- вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, что приводит к потере концентрации и невнимательности;
- движение с превышением скорости, что часто становится причиной серьезных аварий;
- плохие погодные условия;
- неадекватное поведение водители при возникновении какой-либо угрозы.
Виновником происшествия может стать любой человек. При этом он должен знать, как именно необходимо вести себя сразу после аварии. Если возникает ДТП с пострадавшими, то важно оперативно оказать помощь гражданам, чтобы не ухудшить ситуацию.
Стоит ли пользоваться услугами автоюристов
Многие теряются, когда попадают в аварию, боятся, что их обманут, они не смогут получить компенсацию и т. д. Конечно, воспользоваться советом опытного всегда хорошо. Но сегодня под многочисленными вывесками «автоюристов», которые всеми правдами и неправдами выбивают со страховщиков деньги, определенным процентом от которых они поделятся с вами.
На самом деле, получить компенсацию от СК в большинстве случаев совсем несложно, достаточно только соблюдать закон. Особенно после последних поправок в законодательство по «автогражданке», по которым авто вам полностью восстановят в сервисе без учета износа.
К юристам, но только к настоящим специалистам, можно и даже нужно обращаться в сложных, неординарных ситуациях, когда действительно необходима грамотная юридическая поддержка.
А чтобы знать, как отличить нечистоплотного дельца от настоящего профессионала своего дела, смотрите видео, в котором известные, пожалуй, каждому автолюбителю эксперты Игорь Моржаретто и Сергей Смирнов расскажут, как не попасться к недобросовестным автоюристам.
Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД при наличии пострадавших
Присутствие раненых требует слаженных действий со стороны участников происшествия и прибывших инспекторов ГАИ. Порядок оформления ДТП при наличии пострадавших:
- Приезд оперативно-следственной группы, состоящей из дознавателя, оперативного сотрудника, эксперта.
- Вызов медицинских работников.
- Оказание первой помощи или экстренный перевоз пострадавшего в больницу при критическом состоянии здоровья.
- Осмотр места столкновения.
- Первичный опрос участников и свидетелей.
- Осмотр поврежденных автомобилей.
- Составление протокола, схемы ДТП при двух понятых или самих водителях.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автотранспортных средств.
- Передача оформленных документов в суд для дальнейшего разбирательства.
Если пострадавшее лицо отправлено в больницу, первичный опрос и написание объяснительной при оформлении ДТП откладывается до момента выздоровления. При плохом самочувствии участник ДТП обязан указать в протоколе о состоянии здоровья.
Рекомендации водителям
После попадания в ДТП ни в коем случае нельзя принимать алкоголь, или другие вещества, оказывающие какое-либо опьянение. К ним относятся даже медицинские препараты, имеющие в своем составе спирт или снижающие реакцию водителя.
В первую очередь после происшествия выяснить, не нуждаются ли пассажиры, или другие участники аварии в медицинской помощи. Если такая необходимость имеется, следует незамедлительно вызвать бригаду медиков.
Не поддаваться на провокации и применять силу в отношении других участников происшествия. Такое поведение в будущем приведет к неприятностям.
Водитель должен держать себя в руках и принимать активное участие в оформлении.
Как предупреждают плакаты, размещенные в ГИБДД, обязательно нужно обозначить транспортные средства и предметы, имеющие отношение к ДТП на проезжей части. Несвоевременное обнаружение препятствий другими участниками дорожного движения может привести к массовой аварии.
Оформление документов после ДТП
Как говорилось выше, ПДД РФ рассматривают два варианта оформления дорожно-транспортного происшествия: по европротоколу (без погибших, пострадавших и только с двумя ТС), или с привлечением сотрудников полиции. Порядок оформления ДТП по первому принципу требует фиксации обстоятельств аварии на фото- или видеокамеру, согласия обоих участников с обстоятельствами инцидента и подготовленной схемы.
При всей простоте европротокол в стране откровенно буксует. Во-первых, предельная сумма ущерба не должна превышать 50 тыс. руб., поэтому россияне применяют его только при легких «тычковых» столкновениях с легкими царапинами (хотя увидеть скрытые повреждения «на глаз» нельзя). Во-вторых, ответственность обоих участников ДТП должны быть застрахована по ОСАГО или «Грин картой».
Стоит быть внимательным с пунктом «отсутствие пострадавших» — то, что на виновнике нет ран, царапин и синяков не означает, что он не получит сотрясение головного мозга. Если так, то оформление ДТП по упрощенной схеме без привлечения сотрудников ГИБДД может считаться неправомерным.
Наконец, в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях допустима выплата по европротоколу в рамках 400 тыс. руб., но для этого оба авто должны быть оборудованы ГЛОНАСС.
Оформление документов для получения страховки
Что делать, если вы попали в ДТП, чтобы страховка была выплачена? Прежде всего стоит должным образом оформить всю необходимую документацию. Причем фиксация акта аварии может быть произведена даже без сотрудника ГИБДД.
Сразу после ДТП оба водителя должны заполнить извещение и подписать данный документ, подробно описав все произошедшее, размер причиненного вреда. Необходимо также нарисовать подробную схему столкновения, перечислить все повреждения машины. Извещение заполняется в том случае, когда:
- после столкновения разбиты только машины, но ни один человек не пострадал;
- всего 2 участника ДТП;
- причиненный ущерб не превышает 100 000 рублей;
- оба участника аварии имеют полис ОСАГО.
Что делать дальше, если все вышеперечисленные требования удовлетворены? После составления схемы аварии следует отправиться к посту ДПС, который расположен ближе всего, или в отделение ГИБДД. Там вам помогут оформить всю документацию, необходимую для того, чтобы получить страховые выплаты.
Закон об ОСАГО гласит, что если ДТП было оформлено по европротоколу, то каждый пострадавший водитель обязан в течение 5 дней отправить извещение в страховую компанию. Последняя имеет право попросить предоставить автомобили, чтобы провести технический осмотр либо экспертизу.
Последовательность действий пострадавшего при ДТП по ОСАГО
Первым делом после аварии следует вызвать Госавтоинспекцию. Её сотрудники обязаны составить протокол. Автотранспортное средство до их приезда запрещается перемещать. Место аварии и все причинённые повреждения следует сфотографировать либо записать видео. У виновного водителя необходимо получить контактную информацию его страховщика. Пострадавший имеет право потребовать от инспектора ГИБДД направить виновного автомобилиста на медосвидетельствование с целью определения вероятного опьянения: алкогольного либо другого.
Федеральный закон «Об ОСАГО» в статье 11 устанавливает общую последовательность действий после дорожного инцидента. Наиболее значимыми этапами являются следующие:
- Следует связаться со страховщиком нарушителя и сообщить об инциденте на дороге, в случае надобности нужно ответить на имеющиеся вопросы.
- Подача заявления о возмещении убытков и предоставить его страховой. Представитель организации должен осмотреть автотранспорт, данная процедура должна проводиться в присутствии виновника ДТП (если он не явится в указанное место в назначенное время, осмотр может проводиться без него). При серьёзных повреждениях автотранспорта потребуется организовать экспертизу.
- Сделать копии документов по ДТП, которые необходимо направить страховщику (лучше всего сделать это по предварительной описи). Важно позаботиться, чтобы на документе была обозначена дата принятия, именно она влияет на дату выплаты.
- Получение выплаты. Страховщик обязан на протяжение 20 дней после получения комплекта документации. За каждые сутки превышения срока организация обязана заплатить неустойку.
- Восстановление автотранспорта.
Страховая выплата не во всех случаях позволяет окупить восстановительные работы. Это связано с тем, что при компенсации выполняются приблизительные расчёты. В ситуации, когда совокупная цена восстановления авто не укладывается в заданный лимит, необходимо сберечь чеки на недостающие денежные средства, а потом направить их страховой организации виновного водителя.
Важно! Если во время восстановительных работ будут обнаружены скрытые повреждения, потребуется провести дополнительную экспертизу. Она должна осуществляться в присутствии представителя страховщика.